Искусство Диорамы. Часть 8
Книга "Искусство Диорамы"
Автор: Александр Завалий
Униформологический Дайджест
Содержание:
Униформологический Дайджест
Cейчас настолько много литературы существует по униформе, что нам нет смысла конкурировать с этими специализированными изданиями и пытаться объять необъятное. Наш скромный вклад в эту тему будет состоять лишь в том, что мы изложим основные, обобщенные сведения, чтоб, как говорится, все необходимое, для работы над диорамой было в одном месте и всегда под рукой.
Красная армия
Начало Великой Отечественной Красная армия встретила обмундированной в хлопчатобумажные гимнастерки и бриджи защитного, точнее золотисто-табачного, цвета. Ткань имела свойство выгорать и под воздействием стирок, становиться светло-соломенной, почти белой. Гимнастерки имели накладные карманы с клапанами на пуговицах и отложные воротники.
Система знаков различия существенно отличалась от нынешней, и помещались они тогда на воротниках в виде продолговатых петлиц с особыми геометрическими фигурами, покрытыми красной эмалью. Так, сержанты, старшины носили треугольники - «гречку», младшие офицеры квадраты-«кубари», старшие офицеры «шпалы» - прямоугольники. Надо отмстить, что эта система была уникальной в своем роде и ассоциируется сейчас с Красной армией периода 30-х годов и летними боями 41-го года.
Хотя армия была рабоче-крестьянской, но, тем не менее, командиров, как и в царской армии, отличало обмундирование чуть лучшего качества. Но на поле боя выделяться не выгодно и уже позже обмундирование офицеров-фронтовиков мало чем отличалось от солдатского.
В начальный же период командирам полагалась шерстяная Гимнастерка зимой, на рукава нашивались шевроны углом вниз, синие бриджи с красным кантом во внешних швах. Политработники носили на рукавах красные суконные звезды с вышитыми золотым серпом и молотом. Личным оружием был Наган в кобуре, подвешивающейся к ремню, «ТТ».
Сейчас весьма экзотично смотрелись бы солдаты, обутые в ботинки с обмотками. Да и тогда, сдается нам, они выглядели неказисто-затрапезно. Что делать, видимо сапог на всех не хватало. Не стоит однако забывать, что в те времена во многих деревнях лапти из лыка с онучами были отнюдь не сувенирами для интуристов, а уж такая обувка и подавно считалась «справной».
Трудно представить себе немца в каске, с пулеметом МГ-34 на плече, обвешанном пулеметными лентами и... в обмотках. Другой менталитет.
Русскому солдату это, однако, не помешало дотопать до Берлина, а встречалась эта обувка до самого конца воины.
По обычаю, идущему вероятно еще с войны 1812 гола, шинель носилась пехотинцами в скатке через левое плечо, чтобы быть под рукой на привалах и и ночевках под открытым небом.
Основным вооружением пехотинца были карабин и винтовка Мосина обрата 1891/1930 года с игольчатым штыком. Интересно, что такая винтовка стояла на вооружении еще в середине 80-х годов в третьей роте каждого мото-стрелкового батальона, вместо одной на СВД, автор у тих строк был тому свидетель.
Порой в литературе встречаются сетования на то, что в начальный период войны у пас не хватало автоматов, забывая при том, что те «автоматы» являлись, по сути, пистолетами-пулеметами и не могли решать всех огневых задач без поддержки винтовок, т.к. являлись переходной ступенью от винтовки к штурмовой винтовке под промежуточный патрон.
Все те «автоматы», были оружием скорей полицейским или вспомогательным, неосновным, как, например, у танкистов, чем основным оружием линейной пехоты. Беда в том, что у нас не хватало тех пистолетов-пулеметов, а в том что до конца войны не появилось автоматов типа «Калашников» или «Штурмгевер».
Стальной шлем с "гребешком" обр. 1935 г. заменил сферический, обр. 1940 года в западных округах к началу войны видимо повсеместно, т.к. на документальных фотограйиях старый уже не встречается. Но в войсках восточных округов старый шлем сохранялся вплоть, до войны с Японией.
Зимой носились шинели, овчинные полушубки, валенки. Под шинель мог одеваться подбушлатник - тонкий ватник без воротника, который также носился и качестве верхней одежды. Кстати, сохранявшийся в армии в неизменном до недавнего времени.
На фронте тогда, как и сейчас, правила ношения форменной одежды часто не соблюдались. Носили то, что было удобно, и то, что было. Например, в холодноеу солдат и офицеров популярны были стеганые телогрейки без погон - еще одна "национальная русская одежда".
Морская пехота не имела тогда специальной формы. Использовалась обычная, пехотная, разрешалось лишь не застегивать верхние пушнины на гимнастерке, чтоб была видна «морская душа» — тельняшка.
Погоны были введены в армии к 1943 году. Полевые - защитные с выпушкой из цветного сукна по родам поиск, повседневные на золотого галуна для офицеров и из цветного сукна, также, по родам войск для солдат, сержантов. Рисунок ткачества офицерских галунных погон в точности повторял образцы дореволюционных.
18 сентября 1941 года 110, 127, 153 и 161 стрелковым дивизиям за стойкость, мужество, дисциплинированность и значительные боевые заслуги, были присвоены звания гвардейских и они были переименованы в 1, 2, 3, 4-ю гвардейские. Так родилась советская Гвардия, в отличие от Старой, царской гвардии, какой-то особой военной фирмы они не имели. Гвардейцев отличали внешне лишь знак «Гвардия», вручавшийся всему личному составу, такой же знак рисовался на технике и личное обращение "товарищ гвардии сержант".
Так широко внедренный сейчас во многих армиях камуфляж, в Красной армии был не в чести. Комбинезоны с коричневыми амебообразным и пятнами по светло-зеленому фону применялись лишь в специальных подразделениях.
Танкисты, поверх обычного полевого обмундирования, носили черный или зашитый комбинезон, погоны к нему могли не пристегиваться да они и мешали при посадке-высадке. Особенно звездочки, чем их больше, тем больше вероятности, что они за что-то зацепятся. Поэтому «бывалые» их специально готовили: загибали каждый лучик и, сильно вдавливая, закрепляли на погоне.
Наших танкистов отличали черные ребристые шлемы кожаные или из авизента. Форма их оказалась настолько удачной, что с небольшими изменениями она применяется и по настоящее время.
Вермахт
Нашим рисунком мы отдали дань стереотипному представлению о немецком солдате-оккупанте. В многочисленных фильмах о воине именно так его чаще всего и изображали: в характерном стальном шлеме, свирепое выражение липа, форма «мышиного» цвета, засученные рукава и "поливание" от пояса «шмассером» длинными очередями, не целясь. В обязательный "джентльменский" набор также входил и цилиндрический жестяной футляр для противогаза, с которым дисциплинированные немцы не расставались всю войну, и который несведущие люди почему-то называют сейчас "термосом". Вот после войны действительно военные заводы стали в Германии приспосабливать для выпуска товаров для населения и на оборудовании для изготовления противогазных футляров стали делать посуду, но все-таки не термосы, а кофейники и бидоны.
Вопреки стереотипному представлению, "шмассерами" (на самом деле этот пистолет-пулемет назывался MP-40,а «Шмайсер» это более ранним и совершенно на него не похожий образец пистолета-пулемета, имевший обозначение МР-28-11) немецкая армии отнюдь не была вооружена поголовно, о чем говорят цифры выпуска стрелковою оружия. Так МР-40 было изготовлено примерно 1 000 000 штук, Stg-44 (штурмовых винтовок) 415000 винтовок, карабинов 10 327 000 штук. В пехоте пистолетами-пулемётами вооружались, в основном, командиры отделений, взводов, рот.
Значит немецкая армия в основной своей массе была вооружена все-таки винтовками, что, кстати, было характерно в те годы и для других армий и что не лишне было бы учитывать при вооружении «войск» в вашей диораме.
Чем объяснить тот парадокс, что униформа армии, потерпевшей поражение в войне и сейчас сохраняет к себе не ослабевающий интерес?
Наверно отчасти тем, что, как любое страшное явление, пугая и отталкивая, одновременно к притягивает к себе. Невольно хочется узнать об этом чуть больше, чтобы оно стало менее страшным. Как, например, пугают и притягивают к себе скелеты, привидения, нечистая сила, вампиры. А германское нацистское государство с отлаженной репрессивной системой, военной машиной, пропогандой реально было пострашнее молчит мифических вампиров. Так что нам кажется, чисто психологический аспект этого интереса лежит где-то в этой плоскости.
Изготавливая солдат некогда грозной армии, стоявшей когда-го у стен пашей столицы в 35 и более раз меньше натуральной величины, мы опускаем их до уровня игрушек, подвластных нашей воле в этом также прослеживается некое магическое действо.
Далее следует чисто исторический интерес, больше узнать о противнике, теперь уже конечно бывшем, значит лучше узнать себя, нас тогдашних и теперешних. Кто мы, куда идем, каково наше место в мире? Знания эти отнюдь не очевидны и требуют определенной работы ума и движений души.
И, наконец, русскому Ване от сохи, идущему на войну по необходимости, как на нелегкий ратный груд, чтобы защитить свой дом, восстановить справедливость, отомстить за национальное унижение и кипевшем ненавистью к захватчикам, не нужно было как-то дополнительно себя взбадривать.
А вот солдату армии агрессора всякие шеврончики, нашивочки, зловещие эмблемки должны были помочь поверить в свою исключительность, войти в образ сверхчеловека «белокурой бестии» покорителя Европы, и немецкие дизайнеры, геральдисты, надо отдать им должное, успешно выполнили этот социальный заказ.
Другие части книги: Искусство Диорамы
- Искусство Диорамы. Часть 1. Как собрать модель танка
- Искусство Диорамы. Часть 2. Как сделать основание для диорамы?
- Искусство Диорамы. Часть 3. Как сделать траву, хвойные и лиственные деревья.
- Искусство Диорамы. Часть 4. Здания на Диораме
- Искусство Диорамы. Часть 5. Подсветка на диорамах
- Искусство Диорамы. Часть 6. Не надо бояться человека с ружьём
- Искусство Диорамы. Часть 7. Фотографирование диорам, Как оформить диораму
- Искусство Диорамы. Часть 8. Униформологический Дайджест
- Источник: Книга "Искусство Диорамы"в формате PDF.