Armata-models.ru - Интернет-магазин сборных моделей для склеивания. Масштабные модели из пластика. Модели танков, кораблей, самолетов. Магазин товаров для хобби Армата!

Искусство Диорамы. Часть 8

Книга "Искусство Диорамы"

Автор: Александр Завалий

Униформологический Дайджест

Униформологический Дайджест

Содержание:

  1. Униформологический Дайджест
  2. Красная армия
  3. Вермахт

Униформологический Дайджест

Cейчас настолько много литературы существует по униформе, что нам нет смысла конкурировать с этими специализированными изданиями и пытаться объять необъятное. Наш скромный вклад в эту тему будет состоять лишь в том, что мы изложим основные, обобщенные сведения, чтоб, как говорится, все необходимое, для работы над диорамой было в одном месте и всегда под рукой.

Красная армия

Начало Великой Отечественной Красная армия встретила обмундированной в хлопчатобумажные гимнастерки и бриджи защитного, точнее золотисто-табачного, цвета. Ткань имела свойство выгорать и под воздействием стирок, становиться светло-соломенной, почти белой. Гимнастерки имели накладные карманы с клапанами на пуговицах и отложные воротники.

Система знаков различия существенно отличалась от нынешней, и помещались они тогда на воротниках в виде продолговатых петлиц с особыми геометрическими фигурами, покрытыми красной эмалью. Так, сержанты, старшины носили треугольники - «гречку», младшие офицеры квадраты-«кубари», старшие офицеры «шпалы» - прямоугольники. Надо отмстить, что эта система была уникальной в своем роде и ассоциируется сейчас с Красной армией периода 30-х годов и летними боями 41-го года.

Хотя армия была рабоче-крестьянской, но, тем не менее, командиров, как и в царской армии, отличало обмундирование чуть лучшего качества. Но на поле боя выделяться не выгодно и уже позже обмундирование офицеров-фронтовиков мало чем отличалось от солдатского.

В начальный же период командирам полагалась шерстяная Гимнастерка зимой, на рукава нашивались шевроны углом вниз, синие бриджи с красным кантом во внешних швах. Политработники носили на рукавах красные суконные звезды с вышитыми золотым серпом и молотом. Личным оружием был Наган в кобуре, подвешивающейся к ремню, «ТТ».

Сейчас весьма экзотично смотрелись бы солдаты, обутые в ботинки с обмотками. Да и тогда, сдается нам, они выглядели неказисто-затрапезно. Что делать, видимо сапог на всех не хватало. Не стоит однако забывать, что в те времена во многих деревнях лапти из лыка с онучами были отнюдь не сувенирами для интуристов, а уж такая обувка и подавно считалась «справной».

Униформологический Дайджест

Трудно представить себе немца в каске, с пулеметом МГ-34 на плече, обвешанном пулеметными лентами и... в обмотках. Другой менталитет.

Русскому солдату это, однако, не помешало дотопать до Берлина, а встречалась эта обувка до самого конца воины.

По обычаю, идущему вероятно еще с войны 1812 гола, шинель носилась пехотинцами в скатке через левое плечо, чтобы быть под рукой на привалах и и ночевках под открытым небом.

Основным вооружением пехотинца были карабин и винтовка Мосина обрата 1891/1930 года с игольчатым штыком. Интересно, что такая винтовка стояла на вооружении еще в середине 80-х годов в третьей роте каждого мото-стрелкового батальона, вместо одной на СВД, автор у тих строк был тому свидетель.

Порой в литературе встречаются сетования на то, что в начальный период войны у пас не хватало автоматов, забывая при том, что те «автоматы» являлись, по сути, пистолетами-пулеметами и не могли решать всех огневых задач без поддержки винтовок, т.к. являлись переходной ступенью от винтовки к штурмовой винтовке под промежуточный патрон.

Все те «автоматы», были оружием скорей полицейским или вспомогательным, неосновным, как, например, у танкистов, чем основным оружием линейной пехоты. Беда в том, что у нас не хватало тех пистолетов-пулеметов, а в том что до конца войны не появилось автоматов типа «Калашников» или «Штурмгевер».

Стальной шлем с "гребешком" обр. 1935 г. заменил сферический, обр. 1940 года в западных округах к началу войны видимо повсеместно, т.к. на документальных фотограйиях старый уже не встречается. Но в войсках восточных округов старый шлем сохранялся вплоть, до войны с Японией.

Зимой носились шинели, овчинные полушубки, валенки. Под шинель мог одеваться подбушлатник - тонкий ватник без воротника, который также носился и качестве верхней одежды. Кстати, сохранявшийся в армии в неизменном до недавнего времени.

На фронте тогда, как и сейчас, правила ношения форменной одежды часто не соблюдались. Носили то, что было удобно, и то, что было. Например, в холодноеу солдат и офицеров популярны были стеганые телогрейки без погон - еще одна "национальная русская одежда".

Униформологический Дайджест

Морская пехота не имела тогда специальной формы. Использовалась обычная, пехотная, разрешалось лишь не застегивать верхние пушнины на гимнастерке, чтоб была видна «морская душа» — тельняшка.

Погоны были введены в армии к 1943 году. Полевые - защитные с выпушкой из цветного сукна по родам поиск, повседневные на золотого галуна для офицеров и из цветного сукна, также, по родам войск для солдат, сержантов. Рисунок ткачества офицерских галунных погон в точности повторял образцы дореволюционных.

18 сентября 1941 года 110, 127, 153 и 161 стрелковым дивизиям за стойкость, мужество, дисциплинированность и значительные боевые заслуги, были присвоены звания гвардейских и они были переименованы в 1, 2, 3, 4-ю гвардейские. Так родилась советская Гвардия, в отличие от Старой, царской гвардии, какой-то особой военной фирмы они не имели. Гвардейцев отличали внешне лишь знак «Гвардия», вручавшийся всему личному составу, такой же знак рисовался на технике и личное обращение "товарищ гвардии сержант".

Так широко внедренный сейчас во многих армиях камуфляж, в Красной армии был не в чести. Комбинезоны с коричневыми амебообразным и пятнами по светло-зеленому фону применялись лишь в специальных подразделениях.

Танкисты, поверх обычного полевого обмундирования, носили черный или зашитый комбинезон, погоны к нему могли не пристегиваться да они и мешали при посадке-высадке. Особенно звездочки, чем их больше, тем больше вероятности, что они за что-то зацепятся. Поэтому «бывалые» их специально готовили: загибали каждый лучик и, сильно вдавливая, закрепляли на погоне.

Наших танкистов отличали черные ребристые шлемы кожаные или из авизента. Форма их оказалась настолько удачной, что с небольшими изменениями она применяется и по настоящее время.

Вермахт

Нашим рисунком мы отдали дань стереотипному представлению о немецком солдате-оккупанте. В многочисленных фильмах о воине именно так его чаще всего и изображали: в характерном стальном шлеме, свирепое выражение липа, форма «мышиного» цвета, засученные рукава и "поливание" от пояса «шмассером» длинными очередями, не целясь. В обязательный "джентльменский" набор также входил и цилиндрический жестяной футляр для противогаза, с которым дисциплинированные немцы не расставались всю войну, и который несведущие люди почему-то называют сейчас "термосом". Вот после войны действительно военные заводы стали в Германии приспосабливать для выпуска товаров для населения и на оборудовании для изготовления противогазных футляров стали делать посуду, но все-таки не термосы, а кофейники и бидоны.

Униформологический Дайджест

Вопреки стереотипному представлению, "шмассерами" (на самом деле этот пистолет-пулемет назывался MP-40,а «Шмайсер» это более ранним и совершенно на него не похожий образец пистолета-пулемета, имевший обозначение МР-28-11) немецкая армии отнюдь не была вооружена поголовно, о чем говорят цифры выпуска стрелковою оружия. Так МР-40 было изготовлено примерно 1 000 000 штук, Stg-44 (штурмовых винтовок) 415000 винтовок, карабинов 10 327 000 штук. В пехоте пистолетами-пулемётами вооружались, в основном, командиры отделений, взводов, рот.

Значит немецкая армия в основной своей массе была вооружена все-таки винтовками, что, кстати, было характерно в те годы и для других армий и что не лишне было бы учитывать при вооружении «войск» в вашей диораме.

Чем объяснить тот парадокс, что униформа армии, потерпевшей поражение в войне и сейчас сохраняет к себе не ослабевающий интерес?

Наверно отчасти тем, что, как любое страшное явление, пугая и отталкивая, одновременно к притягивает к себе. Невольно хочется узнать об этом чуть больше, чтобы оно стало менее страшным. Как, например, пугают и притягивают к себе скелеты, привидения, нечистая сила, вампиры. А германское нацистское государство с отлаженной репрессивной системой, военной машиной, пропогандой реально было пострашнее молчит мифических вампиров. Так что нам кажется, чисто психологический аспект этого интереса лежит где-то в этой плоскости.

Униформологический Дайджест

Изготавливая солдат некогда грозной армии, стоявшей когда-го у стен пашей столицы в 35 и более раз меньше натуральной величины, мы опускаем их до уровня игрушек, подвластных нашей воле в этом также прослеживается некое магическое действо.

Далее следует чисто исторический интерес, больше узнать о противнике, теперь уже конечно бывшем, значит лучше узнать себя, нас тогдашних и теперешних. Кто мы, куда идем, каково наше место в мире? Знания эти отнюдь не очевидны и требуют определенной работы ума и движений души.

И, наконец, русскому Ване от сохи, идущему на войну по необходимости, как на нелегкий ратный груд, чтобы защитить свой дом, восстановить справедливость, отомстить за национальное унижение и кипевшем ненавистью к захватчикам, не нужно было как-то дополнительно себя взбадривать.

А вот солдату армии агрессора всякие шеврончики, нашивочки, зловещие эмблемки должны были помочь поверить в свою исключительность, войти в образ сверхчеловека «белокурой бестии» покорителя Европы, и немецкие дизайнеры, геральдисты, надо отдать им должное, успешно выполнили этот социальный заказ.

Униформологический Дайджест

Униформологический Дайджест

Другие части книги: Искусство Диорамы

  1. Искусство Диорамы. Часть 1. Как собрать модель танка
  2. Искусство Диорамы. Часть 2. Как сделать основание для диорамы?
  3. Искусство Диорамы. Часть 3. Как сделать траву, хвойные и лиственные деревья.
  4. Искусство Диорамы. Часть 4. Здания на Диораме
  5. Искусство Диорамы. Часть 5. Подсветка на диорамах
  6. Искусство Диорамы. Часть 6. Не надо бояться человека с ружьём
  7. Искусство Диорамы. Часть 7. Фотографирование диорам, Как оформить диораму
  8. Искусство Диорамы. Часть 8. Униформологический Дайджест
  9. Источник: Книга "Искусство Диорамы"в формате PDF.

Мне нравится: twitter.com facebook.com vkontakte.ru odnoklassniki.ru mail.ru pikabu.ru blogger.com google.com bobrdobr.ru
Оставьте комментарий!

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

Выберите человечка с поднятой рукой!

При нажатии на картинку, Ваш комментарий будет добавлен.