Строим диорамы. Основание диорамы
Содержание
- ВПП
- Снег
- Деревья
- Имитации водной поверхности - учимся на скульптора
- Моделирование воды - простая техника
3. Танцуем от основания
Многие считают изготовление основания с имитацией местности делом часа-другого. Это в корне неверно. Работа над основанием отнимает массу времени и требует высокого уровня мастерства. Не стоит увлекаться изысканными рамами основания - вы все-таки не Рембрандт, в лучшем случае - Церетели (почему Церетели? Хуже не бывает)
Типы оснований
Определившись с габаритами, определитесь с типом материала, из которого следует делать основание. Самый доступный материал - фанера толщиной 0,5 -1 см Более тонкий материал не обладает достаточной прочностью. Фанера должна быть качественной, как впрочем, и все другие материалы, которые идут на изготовление диорамы. Из дерьма конфетку сделать могут только русские варвары.
Грунт и камни
Прежде чем имитировать текстуру грунта необходимо подготовить базу. В случае присутствуя на диораме дороги, траншеи, окопов наметьте эти элементы на основании.
Грунт можно имитировать самыми разными материалам, но кажется, наиболее предпочтителен целлюлозный клей. Клей смешивается с водой и наносится на основание. Сохнет состав сутки. После просушки поверхность клея сильно смахивает на текстуру земли. Другой плюс - перед нанесением клея в него можно добавить пигмент нужного цвета. Консистенция и цвет подбираются опытным путем. Проверочные мазки выполняются на обрезках фанеры. Состав надо очень хорошо размешивать до получения однородной консистенции. В обязательном порядке в состав добавляется толика клея ПВА. Целлюлоза имеет тенденцию скручиваться по краям, ПВА этот край нивелирует. Конечный состав должен иметь консистенцию слегка растопленного мороженого.
Самый простой способ добиться однородности состава - смешать целлюлозу, ПВА и пигмент миксером. Ой, что потом будет!!!! Зато, какая паста получится!
Наносится состав на основание пальцами или резиновым шпателем. По периметру состав в обязательном порядке обжимается пальцами. Места, на которые будут установлены здания, фигурки, модели лучше закрыть масками.
После нанесения состава переходим к имитации текстуры. В модельных магазинах продаются наборы «песок», «пыль», «камни», «грунт» и т.д. Вот эти набору и будут востребованы. Это - один путь, кстати, не лучший. Все необходимое можно просто собрать на улице - мелкие камушки, песок.
Сначала размещаются камни (Ау, Кузьмич! Помедитируем? Без вреда для здоровья, конечно, литр-два, не больше). Время вспомнить о планировании композиции - где, сколько и какие камни должны лежать.
А может, согласно плану, камней и совсем не потребуется. Затем основание покрывается грунтом, который слегка вдавливается в не застывшую цел¬люлозу пальцами.
Трава и овощи
Голый грунт и камни подходят разве что для имитации пустыни. В 99% остальных случаев требуется обозначать на диораме зеленый покров зем¬ли. Опять же, есть масса коммерческих имитаторов травы. Однако, эти продукты адекватны для изготовления диорам в масштабе 1:72. Очень хоро¬шая трава - набор «Static Grass» фирмы Boyd Models из Германии. Набор содержит массы индивидуальных травинок. Трава фиксируется на основа¬нии клеем ПВА. Переход от крупной травы к открытому грунту сглажива¬ется опилками. Неплохая трава получается из щетины, волосков от старых кисточек, кошек.
Реализму добавят культурные растения - капуста там, брюква, тыквы-дыни, ананасы столь популярные у огородников Восточной Европы. Чтобы удачно имитировать растительность на диораме надо быть неплохим флористом. Кста¬ти, не повредят и культурные цветы - астры, гладиолусы и т.д.
Растительность монтируется на не просохшей целлюлозе. После рас¬тительности наступает черед следов - текстура траков гусениц, автомобиль¬ных колес, следы людей и животных. Следы колес накатываются колесами от моделей, от траков - вдавливанием подходящих моделей танков. Учиты¬вайте массу реальных машин. Вдавленность в грунт траков гусениц «Тиг¬ра» будет куда большей, чем вдавленность траков легкого танка.
Вот теперь диораму можно ставить на окончательную просушку.
В любом случае грунт должен быть окрашен , даже если к нему добавлен пигмент соответствующего цвета. Использовать для окраски лучше масляные краски или эмали - они нейтральны по отношению к целлюлозе.
Краска наносится кисточкой шириной 2- 4 см или аэрографом. Цвета краски зависят от конкретной местности. Понятно, что цвет грунта в Индокитае несколько отличается от цветовой гаммы Нормандии.
Высветление текстуры грунта
Первый базовый слой краски обязан, должен высохнуть абсолютно. После просушки первого слоя можно приступать к тонированию - высветлению методом сухой кисти. Техника сухой кисти используются во всех «отраслях» моделизма. Высветление текстуры грунта - самый простой случай.
Текстура грунта высветляется масляной краской, наносимой плоской кисточкой шириной 1-2 см. Цвет краски - базовый тон, который прогрессивно добавляется краска белого цвета. Кисточка «отжимается» о тряпочку или «измазывается» о картон, на кисти должен остаться минимум краски. Затем этой кистью обрабатывается вся поверхность - краска задерживается только на выступах. Лучше перестараться с «отжимом» краски с кисточки и нанести краску одного оттенка «сухой кистью» несколько раз. Затем в краску добавляется еще белил и процесс повторяется. Затем - опять. Конечный результат определяется вашим художественным вкусом. При высветлении травы вместо белой краски в зеленую лучше добавлять желтую.
Правильно выполненное тонирование подчеркивает трехмерность поверхности грунта.
ВПП
Моделисты-танкисты не подозревают о проблемах самолетчиков. Проблема заключается в реалистичной имитации взлетно-посадочных полос, стоянок, рулежных дорожек, грунтового покрытия аэродрома. Для имитации асфальтового покрытия аэродрома целлюлоза раскатывается в блин на основании, после чего присыпается песком (идеален балласт N для моделей железных дорог). Монолитный бетон имитируется присыпкой песком смазанного клеем ПВА фанерного основания. Бетонные плиты сделать сложнее. Сначала в размер плит нарезается тонкая фанера или картон. Плиты наклеиваются на основание, а уже после засыпаются «песком». Цвет бетона -м-м, посмотрите где- нибудь. Бетон на взлетках обычно сильно выгорает, нередко имеет желтоватый оттенок.
Швы между бетонными плитами проливаются гудроном. На диораме швы прокрашиваются серо-черной или очень темной коричневой акриловой краской. Помните - швы никогда не бывают абсолютно ровными.
Поверхность бетона редко бывает ровной - каверны, выщерблины, бугорки являются нормальным явлением. Бугорки имитируются шпаклевкой, каверны - вырезаются модельным ножом. Цвет поверхности бетона также неоднороден. Можно густо окрасить бетон, а затем отдельные части подтереть растворителем - получится неоднородная по насыщенности тона поверхность. На стоянках поверхность бетона довольно густо покрыта лужами от масла и гидрашки. Пятна смазки и лужи накрашиваются черно-синей краской кисточкой или же просто пальцами. Разметка ВПП, стоянок и рулежных дорожек задувается из аэрографа по трафарету.
Особенности рельефа
Все описанное выше относится к имитации относительно ровной местности. А если - овраг, воронка? В случае, если глубина впадин не превышает толщины подставки, имитировать их не так сложно - достаточно прорезать углубления. Удобнее сей процесс выполнять с помощью электроинструментов - электродрелью с бурами-насадками. Посредством дрели можно получить углубления правильной формы, нам же нужны спонтанные складки местности. Но и это - не проблема! К склонам откоса приклеивается сплетенная из проволоки сетка. Сетка изогнута под складки местности, она выполняет роль арматуры. На сетку наносится шпаклевка или гипс, или эпоксидка, посредством которой окончательно формируется рельеф.
Окраска складок местности имеет свои особенности. Склоны оврагов, воронок размываются водой, поэтому прежде чем воспользоваться технологией сухой кисти надо использовать метод заливки. Жидко разведенной краской «проливается» вся впадина. Излишки краски удаляются салфеткой. В результате краска остается только во впадинах. Цвет краски должен быть темнее базового тона.
Небольшие бугры рельефа можно вылепить из того же состава на основе целлюлозы. Толстый слой целлюлозы может застывать неделями. Лучше основу возвышенности выполнить из деревянной болванки или даже положить обычный камень. Болванка обмазывается целлюлозой. Рельеф со значительными для диорамы перепадами высот удобнее отлить из гипса или состава на основе пластика, например Parisgraft’a. Огородные грядки имитируются целлюлозой, грядки нарезаются карандашом или острым стержнем.
Снег
Традиционный метод имитации снега - разбрасывание на непросохшую целлюлозу любого мелкодисперсного порошка: соды, пудры, муки и т.д. Лучшего пока ничего не придумано.
Высокая трава
Трава одинаковой высоты смотрится странно. Обычно «малорослую» траву от железнодорожных наборов дополняют травой, выполненной из щетины или из театрального крепа. Из крепа в театрах делают накладные усы и бороды. Традиционно ворсинки длинной травы фиксируются в просверленных в основании отверстиях. Метод хорош, но крайне трудоемок. В принципе если просто приклеивать ворсинки к основанию результата можно добиться вполне сопоставимого. Ворсинки сажаются на клей ПВА. Обратите внимание - длина ворсинок должна быть различной.
Деревья
Воспроизведение низкой растительности - не самая большая проблема диорамщиков. Деревья и кустарники - вот камень преткновения. В мелких масштабах обычно достаточно передать общую форму кроны, но начиная с масштаба 1:48 требуется индивидуальный подход к листве. Неплохой результат имитации листвы можно получить, используя сухой мох.
[img(right" src="http://hobby.rudic.ru/uploads/article/032.-mashtabnie-modeli-32_.jpg" alt="Строим диорамы. Основание диорамы" title="Строим диорамы. Основание диорамы">
Ствол и ветки хорошо делать из корней кустарников. Возьмите лопату и покопайтесь в саду. Наверняка отыщется подходящие по форме и размерам корешки. Корешки надо тщательно промыть и высушить. Хорошо иметь запас разнообразных хорошо просушенных корней.
Работа по воспроизведению деревьев и кустарников требует огромного терпения. Не рассчитывайте сделать дерево за один вечер.
Для имитации крон больших деревьев мох подходит плохо. Тут надо сажать на клей каждый листочек. К счастью, большие деревья редко бывают остро необходимым для диорам. Дуб в масштабе 1:32 должен иметь высоту порядка 33 см. Избежать проблемы листвы на крупном дереве можно простым способом - делайте «зимнюю» диораму.
Окраска деревьев мало отличается по технологии от окраски моделей или грунта: базовый тон - тонирование заливкой - тонирование сухой кистью. Не стоит перегружать диораму деревьями и кустарником.
Имитации водной поверхности - учимся на скульптора
Обычно водная поверхность имитируется гипсом или иным «литьевым» составом, типа пласто. Последний лучше использовать в крупноразмерных диорамах с умеренным волнением. Волны выполняются ножом или шпателями.
Крутые волны имитируются эпоксидной шпаклевкой или скульптурными составами. Наилучшим материалом, без сомнений, является специальная скульптурная эпоксидная шпаклевка. Ни один другой материал не годится для имитации быстрой воды. Общий недостаток всех эпоксидок - непрозрачность. Приходится проявлять хитрости в ходе окраски. Окраска «глубокой» воды начинается нанесения темно-коричневого тона. Затем волны высветляются последовательными добавками к базовому тону краски желтого цвета. По высохшей краске наносится несколько слоев прозрачного глянцевого лака. «Барашки» окрашиваются в белый цвет, вообще-то белый цвет - не совсем белый, серо-голубого оттенка.
Можно написать целое исследование о характере волнения водной поверхности. Наверное, приводить здесь характеристики волн будет глупо. Смотрите фильмы и фотографии. Океанская волна отличается от морской, а морская - от волны в пруду. Океанские волны - серия почти параллельных валов с мелкими волнами между ними.
При выполнении «океанских» диорам надо учитывать ряд особенностей. Волны в океане идут по ветру, значит направления движения волн должно совпадать с направлением флагов, вымпелов, натяжением парусов модели. Другой аспект - чисто модельный. Вспомним принцип концентрации. Расстояние между валами следует уменьшить по сравнению с реальным, пересчитанным в масштаб. Цвет океанской волны не коричневый, а голубой или зеленый. Штормовые волны - серые. В любом случае в краске должен присутствовать оттенок зеленого цвета, чисто голубые волны - большая редкость.
Окрашивать и тонировать волны лучше аэрографом. И в заключении - не жалейте прозрачного глянцевого лака.
Моделирование воды - простая техника
Популярный метод имитации водной поверхности - литье прозрачным полиэстером. Прозрачность полиэстера - величайшее достоинство. Глубина воды получается естественным путем, а залитые им предметы будут частично видимыми. Недостаток - «быстрой» воды и крутых волн получить не удастся. Эффекта глубины можно достигнуть даже при небольшой толщине покрытия из полиэстера. Полиэстер наносится слоями. В нижний слой добавляется краска черного цвета. Во второй слой добавляется немного голубой, серой или зеленой краски. Третий - чистый полиэстер. Промежуток между заливками - полчаса-час. Полиэстер хорошо смешивается с эмалями.
Полиэстер - штука токсичная, поэтому работать с ним нужно в хорошо проветриваемых помещениях. Состав этот очень хорошо реагирует почти на любые растворители, окрашивать его можно исключительно красками на водной основе. Слой полиэстера не должен превышать 3 мм. Волнение водной поверхности аккуратно имитируется резиновым шпателем. Волнение - более чем умеренное, никаких барашков! Верхний слой отверждается очень быстро, из-за чего на имитацию волнения отводится всего минута-другая.
Полиэстер совершенно не подходит для имитации обширных водных пространств и крутых волн.
Работа начинается с изготовления лотка для вашего «океана». Швы лотка промазываются 5-минутной эпоксидкой. Внутренняя поверхность лотка красится в зеленый или голубоватый цвет красками на водяной основе. Далее в несколько слоев заливается полиэстер. О цветовой гамме слоев - см. выше.
Текстура верхнего слоя полиэстера выполняется двумя способами. В первом случае шпатель по не застывшей поверхности имитируются волны, кильватерный след, буруны. Пена на волнах окрашивается после полного отверждения состава. Как уже говорилось, с помощью полиэстера имитации крупных волн с барашками не добиться.
Второй способ - оригинален в высшей степени. Текстура формуется «оптом» с помощью мятой алюминиевой фольги. Фольга мнется с учетом масштаба. Чем мельче масштаб - тем мельче должны быть волны. Мятая фольга накладывается на слой не отверженного полиэстера и аккуратно обжимается, затем после отверждения полиэстера снимается. На поверхности остается «иррегулярное» волнение. Модель устанавливается на место до отверждения полиэстера. В случае моделирования водной глади с помощью фольги, фольгу необходимо подсунуть под модель, но следите, чтобы вблизи корпуса не было прогибов водной глади. Идеален для имитации водной поверхностей на диорамах с кораблями в масштабе 1:1200 5-минутный эпоксидный клей. С его помощью можно также выполнить буруны и кильватерные следы в более крупных масштабах. Фактура в этом случае воспроизводится зубочисткой.
Фиксация моделей на диораме
В большинстве случаев модели просто приклеиваются. Однако, площадь контакта у моделей самолетов обычно очень мала. Клей в этом случае не обеспечивает прочного соединения. Самолеты удобнее крепить на стержнях из стальной проволоки, вставленных в высверленные в колесах шасси и основании диорамы отверстия.
Источник: Масштабные Модели №32. Спецвыпуск. Строим диорамы
Отличная статья!
Статья действительно хорошая. Но это только часть. Будет ещё 3 части в продолжении. Сейчас как раз картинки расставляю. Да и эту с предыдущей ещё немного подправлю. Некоторая информация немного устарела, надо переписать и картинки цветные подобрать подходящие.