AM35777 Французский средний танк G1R с круглой башней Arma Models

Строим диорамы. Введение

Строим диорамы. Введение

Глаза боятся, а руки - делают.

Русская народная мудрость

Содержание

1. Введение

- Сценка рассказывает историю

- Кому по силам выполнить диораму

2. Сюжеты, идеи, творческие планы

- Идеи

- Эволюция сюжета

- Художественный вкус

- Немного юмора?

- Композиция

- Проектирование простейших диорам

- Планирование сюжета

- Размещение фигурок, их позы

- Баланс

- Финал

1.Введение

Диорама в историческом плане является сценкой, воспроизведенной внутри ящика, осматривать которую можно через специальное отверстие в стенке. Диорама сочетает трехмерный передний план и изобразительный, отраженный на стенках ящика. Понятно, что сегодня это историческое толкование понятие «диорама» устарела так же Статуя Свободы в виде символа страны победившей Демократии. Сегодня, моделисты, по крайней мере, считают диорамой любую трехмерную сценку безо всяких живописных задников - модель, несколько моделей, модели и фигурки, фигурки без моделей, поставленные на основание, имитирующее реальную местность. Вот собственно и все. Продвинутые особи все-таки добавляют к диорамам задники, но теперь задники чаще выполняют фотографическим способом.

Строим диорамы. Введение

Вне всяких сомнений, изготовление диорам является очередным этапом в жизни развивающего свое мастерство моделиста. Пример - модель танка «Шерман». Стоит себе модель, покрывается пылью. Поставим модель на «заснеженное» основание, добавим пару-тройку раздолбанных «Королевских Тигров», разложим вокруг десяток-другой убиенных фрицев и сразу станет очевидной та великая роль, которую сыграл «Шерман» при отражении германского наступления в Арденнах, больше того - во всей Второй мировой войне!

Строим диорамы. Введение

Сценка рассказывает историю

Есть любители поместить модель танка Т-72 на копию улицы Елисейские поля, равно как выполнить стартовый комплекс «Спейс Шаттла» на Красной площади, однако таких шутников-любителей мало. Как правило, диорама не мыслима вне исторического контекста - «сценка рассказывает историю». Последнее слово несет двоякую смысловую нагрузку - просто история из жизни и История с большой буквы. Сложно представить себе сценку из жизни без участия Homo sapiens, поэтому фигурки сапиенсов становятся важным элементом диорамы, не менее важным, чем какой-нибудь панцер.

Строим диорамы. Введение

Размер диорамы особой роли не играет. Зависит размер от габаритов помещения, где будет стоять диорама (или диорамы), масштаба моделей да пожалуй, еще только от личных амбиций моделиста или заказчика. У всех диорам, вне зависимости от размеров, есть одно отличие от реальной жизни: объекты диорамы уплотняются. Реальная пехотная цепь на диораме просто потеряется. Вся сценка должна быть «схвачена» одним взглядом.

Строим диорамы. Введение

История диорам насчитывает, как минимум, полторы сотни лет. К примеру, диорама битвы при Лоди, имевшей место в 1796 г., была изготовлена всего спустя несколько лет после события. Ее и сегодня можно увидеть в экспозиции парижского Musee de l’Armee. Однако долгое время диорама ассоциировалась исключительно с музеем, предметом хобби изготовление диорам стало не так давно. Нас не интересуют гигантские музейные диорамы, нас интересуют диорамы, которые можно оптом размещать на кухонном столе.

Строим диорамы. Введение

Кому по силам выполнить диораму

Изготовление диорам требует не только определенного навыка изготовления моделей, но также знания истории и даже краеведения (а как же иначе местность-основание воспроизвести?). Если вы решились браться за исполнение диорамы с подсветкой, значит, вам потребуются знания в области электротехники и осветительного искусства. По любому, первая диорама однозначно выводит моделиста на новый уровень мастерства.

Строим диорамы. Введение

Строим диорамы. Введение

Не надо пугаться сложностей, их надо преодолевать. Овладев навыками базовых технологий, добиться качественного результата способен едва ли не любой. Попробуйте. Удивитесь, насколько быстрым окажется ваш прогресс и как сильно увлечет вас новый аспект любимого хобби.

Данный труд не имеет смысла штудировать моделистам, которые считают себя супер, точно так же мало пользы принесет он неофитам, с трудом, отличающим Итальери от Восточного Экспресса. Вы довольно успешно собираете и красите модельки, но никогда не делали диорам? Вы - наш клиент! Мы наставим вас на путь истинный.

Как и при постройке моделей, при изготовлении диорам не стоит упираться в известные технологии. Дерзайте, ищите свой путь. Изготовление диорам как раз тот случай, когда не важен способ, а важен результат.

Чтобы делать диорамы совсем необязательно иметь диплом скульптора, художника или дизайнера. Зато наличие минимального воображения совершенно необходимо. Воображение потребуется и чтобы сюжетец придумать, и чтобы объекты на диораме расположить удачно, да даже чтобы новые технологии изобрести!

Строим диорамы. Введение

2. Сюжеты, идеи, творческие планы

Как ни странно, самым важным при изготовлении диорамы является стадия пла-нирования. На стадии изготовления ошибки планирования чаще всего исправить уже не удается.

Идеи

Идеи, они же сюжеты, где из взять? Обычно замысел рождается с покупкой модели. Далее работает воображение. Можно оформить диорамы просто как собранную модель, вписанную в примитивно исполненную местность. Даже этот вариант лучше, чем просто модель на полке. А если воображение разыгралось... Тут такого можно наколбасить. Только колбасить желательно, имея на своем счету десяток примитивных диорамок. В противном случае «колбаса» выйдет с душком. Колбасьте, колбасьте, но помните - в диораме может быть несколько сюжетиков, но один Сюжет обязан доминировать над остальными.

Строим диорамы. Введение

Определитесь с главной идей диорамы, от нее и танцуйте - модельки, фигурки, здания, руины, военный хлам и т.д.

Итак, самая простая диорама - это модель, установленная на основание, имитирующее подходящую случаю местность, можно добавить оживляжа ради, одну-две фигурки. Фигурки не должны отвлекать внимание от ядра диорамы - модели. Поставьте фигурку дамы в интересной позе возле модели танка «Тигр» в масштабе 1:16. Ну и куда все, включая вас, автора, смотреть будут? На модель что ли?

Строим диорамы. Введение

Удобнее всего подсматривать сюжеты для диорам на фотографиях, где запечатле ны настоящие прототипы ваших моделей. Совсем не обязательно копировать снимок один в один. Иногда удачным путем является объединение сцен с различных снимков. С одного - расположение модели, с другой - солдат, с третьей - изысканно-корявое дерево. Вот чем не стоит увлекаться, так это пытаться выполнить диораму с самолетами в воздухе. Долго, сложно, а результат, скорее всего, будет разочаровывающим. Расположите-ка самолет на стоянке.

Эволюция сюжета

Определившись с ключевой идеей диорамы, оцените насколько зрелищной получиться диорама, насколько сложно будет воплотить сюжет. Думайте, воображайте, развивайте свой сюжет с учетом трудоемкости его воплощения в жизнь.

Художественный вкус

Художественный вкус предполагает определенную свободу при выполнении диорамы. Опять же, важно помнить - смысловую нагрузку должны нести один-два элемента, ключевое ядро диорамы. Слишком часто моделисты увлекаются и получают в результате «матрешку»: сюжеты в сюжете. Внимание рассеивается, а диорама перестает восприниматься как единое целое, распадаясь на сценки. Очень хорошо, если фигурка может подчеркнуть размеры модели. Например - летчик в кабине бомбардировщика В-24 «Либерейтор». В случае присутствия на диораме руин или зданий, следите за тем, чтобы они не переключили на себя внимание от модели. Количество фигурок, насыщенность диорамы, зависит от модели. Например десяток человек, которые суетятся вокруг «Мустанга» будут выглядеть толпой, за которой скрывается сам истребитель. Те же фигурки на фоне модели «Либерейтора» смотрятся вполне адекватно.

Немного юмора?

Почему бы и нет? Но обычно с юмором в диорамах возникают проблемы. Тут требуется не только тщательное планирование, наличие художественного вкуса, необходимо то самое чувство юмора. Не стоит делать из диорамы трехмерный юмористический рисунок, опыт показывает, что смех в этом случае как-то не родиться. Тут подходит не смех, а улыбка - нормальная диорама, но с изюминкой: банка из-под тушенки на стволе танковой пушки, отпечаток босой ноги на броне или плоскости самолета, надпись «ДМБ’2003 Крыжополь» на башне танка MIA2 или надпись «Мы из Кронштадта», процарапанная гвоздем на корме авианосца «Нимиц».

Композиция

С композиции начинается работа по материальному воплощению сюжета, процесс претворения умозрительного в реалии. Именно композиция определяет габаритные размеры диорамы.

Композиционное решение должно быть таким, чтобы с любого ракурса взгляд постоянно за что-нибудь цеплялся. Должна выстраиваться своего рода цепочка объектов. Крупные элементы диорамы не следует располагать так, чтобы они затеняли мелкие. Оценить готовую композицию можно в три этапа. Первый: взгляд сверху. Дает как бы общее представление о расположении элементов диорамы - грубое приближение к конечному результату. Второй этап: систематический осмотр по методу змейки. На первом этапе намечено размещение крупных объектов, на втором - более мелких. Третий этап - оценка мельчайших элементов.

Строим диорамы. Введение

Проектирование простейших диорам

Знакомство с простейшими диорамами позволит проиллюстрировать процесс композиции. В случае одного объекта, самолета или танка, вариантов композиционных решений диорамы не так много. Количество вариантов значительно расширяется, если ввести в диораму фигурки людей. Всегда основание подстраивается под модель, а не модель под основание. Размер основания имеет значение. Оно не должно быть не большим, не маленьким, а оптимальным. То есть размеры основания определенным образом соотносятся с размерами модели. Строгой математической формулы тут естественно нет и быть не может. Оптимум определяется тем самым художественным вкусом.

Разместите модель на плоской поверхности, затем поверните ее примерно, так как настоящий танк, самолет, пароход или чего там еще изображено на фотоснимке. Теперь прикиньте размер основания. В простейшем случае край основания должен отстоять от модели примерно на 3-5 см. В случае самолета - законцовки крыла никоим образом не должны выступать за пределы основания.

Покрутите еще модель, подбирая наиболее зрелищный ракурс. Никогда стороны модели не должны быть параллельны сторонам основания. Диорама просто обязана создавать иллюзию спонтанности, случайности момента. Параллели сразу провоцируют некую заданность, нарочитость. Опять помянем самолет. Представьте себе на минуту, что вы «изобразили» на основании бетонку параллельно сторонам основы. А затем поставили на нее согласно выше приведенному железному правилу диорамы самолет под углом. Класс! Перепутал как-то летчик посадочный курс на 90 град. Садится и думает: «Полоса чегой - то короткая, зато - широкая...» В общем, бетонку, дорогу, тропинку также надо выполнять под углом к сторонам основания. В случае бронетехники желательно добиться трехмерности наклона. То есть не только расположить дорогу под углом к стороне основания, но и с уклоном к горизонту.

Разобравшись с углами, можно уточнить габариты основания.

Строим диорамы. Введение

Планирование сюжета

Даже если в диораме сюжета как такого нет, все равно некий историческо - бытовой аспект должен присутствовать. Хорошо «идут» сюжеты на тему ремонтных работ, отдыха после боя, подготовки к бою. То есть сюжеты в меру статичные. В работе над композицией очень помогают рисунки будущей диорамы. Чтобы их исполнить вполне достаточно художественного дарования уровня незабвенного Кисы Воробьянинова. Надо-то всего лишь отобразить на бумаге расположение элементов диорамы и рельеф местности. Желательно выполнить несколько рисунков, типа взгляды под разными ракурсами. Лучше ошибиться на бумаге, чем на готовых образцах. Ежели элементы диорамы уже заготовлены (пусть это будут даже не завершенные модели) подвигайте их на листе бумаги, имитирующим основание. Макеты зданий и руин не помешает предварительно грубо воспроизвести из картона. Важные элементы - человеки, не забывайте про них. На этом этапе пока можно экспериментировать, причем до бесконечности. Можно не только менять взаимное расположение элементов диорамы, но и их состав. Часто одна идея тянет за собой другую. Поставил одного бойца - мало: поставил второго. К двоим неплохо добавить пулемет. Пулеметчиков лучше уложить за кочку или в окопчик. Сюжет претерпел в результате радикальные изменения.

Опять же помните о недопустимости «матрешки»: от основной идеи ничего не должно отвлекать. В размещении элементов диорамы должна прослеживаться логика. К примеру: полевая кухня, бойцы с котелками и несколько трупов убиенных солдат противника. Есть здесь логика? Нет, хотя сюжетец не лишен черного юмора. Фигурки и технику желательно размещать покучнее.

Строим диорамы. Введение

Размещение фигурок, их позы

Фигурки человеков - ваши лучшие союзники. Их легко разместить практически где угодно, что позволяет сбалансировать диораму. Фигурки заметны, но не так сильно бросаются в глаза, как модели техники. Техника - это Сюжет, а солдаты - сюжетец. В то же время фигурки придают мертвой диораме дыхание жизни. Фигурки позволяют выстроить направление взгляда. Например солдат А стреляет в солдата В, а солдат В держит за руку солдата С, который смотрит на солдата D. Солдат D стоит у модели танка. Мы «провели» взгляд от края к ключевому объекту диорамы. Впрочем, совсем необязательно располагать фигурки по направлению от угла или стороны к центру.

В случае имитации боевой обстановки старайтесь избегать стреляющих в разные стороны солдат. Общее направление фигурок должно быть единым. В этом случае эффект драматичности сюжета усиливается. Хороший ход - расположить одну фигурку обособленно, желательно ближе к центру диорамы. Для 35-го масштаба лимит «обособленности» примерно 10 см. Иногда это правило приходится нарушать. Например, если фигурка находится на башне какого-нибудь бронированного чудища. В этом случае следует предусмотреть виртуальную связь - например танкист обращается к своему товарищу, стоящему на грунте, смотрит на него.

Глаз человека быстрее реагирует на вытянутые предметы. Фигурка в положении лежа скорее привлечет внимание, чем боец в положении на корточках. Кроме того, глаз непроизвольно отслеживает направление, заданное фигуркой. Положите солдата в направлении танка - взгляд скользнет к танку. Точно так же как на горизонтальные предметы, глаз реагирует на предметы вертикальные. Вертикалями можно воспользоваться для сбалансирования элементов диорамы.

Строим диорамы. Введение

Баланс

Сбалансировано расположить объекты на основании - своего рода искусство.

Любая диорама имеет центр, правый край, левый край, перед, зад. Диорама, как уже не раз отмечалась, хороша только тогда, когда производит впечатление единого целого и ничто не отвлекает внимание от главной идеи. Добиться цельности позволяет баланс. Вы поставили у правого края крупный объект, разместите на левом крае пару - тройку объектов помельче. А вот крупный объект, наоборот, ставить в пику другому крупному элементу не стоит. Симметрия, равно как параллельность, является главным врагом диорамщика. Вообще, в диораме даже косвенно надо избегать правильных геометрических фигур. Солдат поставить по овалу, а не по кругу, по трапеции, а не по прямоугольнику и т.д. Не бойтесь экспериментировать. Баланс создают не только предметы, но и открытое пространство. Руину вполне способен сбалансировать одинокий воин, которые стоит посреди улицы. Благоприятно влияют на баланс мелочи: кучи строительного мусора, домашний или военный скарб, животные. Идеальный «трафарет» для объектов диорамы - японский сад камней. Камни, как известно, в нем расположены вроде бы случайным образом, на самом деле - строго закономерно. Станем же все как один японцами! Закрадывается сомнения, а не увлекался ли поклонник медитаций в саду камней егерь Кузьмич из «особенностей национальной охоты» моделизмом?

Финал

Не бойтесь потратить на планирование неделю-другую. Умерьте зуд в руках. «Если у кого-то чешется, пусть чешет в другом месте», как сказал тайный диорамщик и явный златоуст B.C. Черномырдин. Крутите, вертите, экспериментируйте с рельефом, размещением элементов. Понравилось? Остыньте на день-два. Опять поглядите - наверняка чего-нибудь да поправите.

Итак, размеры основания ясны, объекты размещены, позы фигурок определены. За работу, товарищи!

Продолжение: Строим диорамы. Основание диорамы

Источник: Масштабные Модели №32. Спецвыпуск. Строим диорамы

Комментариев: 2
  1. отличная статья! не диорамщик, но почитал с интересом :)

  2. Статьи действительно интересные. Читай продолжение. :)

Оставьте комментарий!

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.