Строим диорамы. Супердеталировка, военные повреждения, интерьеры
Содержание
- [h3]8. Супердеталировка, военные повреждения, интерьеры[/h3]
- Артикуляции поверхностей управления самолетов
- Удаление съемных деталей
- Деталировка двигателей
- Деталировка интерьера кабины
- Боевые повреждения самолетов
- Супердеталировка интерьеров моделей бронетехники
- Боевые повреждении бронетехники
- Разбитая и брошенная бронетехника
- Шаг за шагом. «Lady Be Good»
- Постройки
- Простые сельские постройки
- Текстура штукатурки
- Крыша
- Городские строения
- Окна и двери
- Полы, стены интерьера, потолки
- Булыжник, улица, тротуар
- Окраска и тонирование зданий
8. Супердеталировка, военные повреждения, интерьеры
О супердеталировке стоит написать отдельную книгу. Тема неисчерпаемая и крайне интересная. Здесь же ограничимся некоторыми базовыми вещами, которые наиболее часто встречаются в диорамах.
Артикуляции поверхностей управления самолетов
Самый распространенный вариант доработки моделей самолетов заключается в изменении положения поверхностей управления. В мирное время техники следят, чтобы у самолетов на стоянках рули находились в нейтральном положении. В войну у техников других забот хватало, поэтому рули болтались. Кроме того, у современных самолетов есть ряд особенностей, благодаря которым рули на стоянках стоят в положениях, далеких от нейтрального. Так на Су- 24 с палением давления в гидросистеме стабилизаторы уходят на упоры. Стоит напомнить как управляется самолет Дача левой педали отклоняет руль направления влево, правой вправо. Ручка на себя руль высоты идет вниз, от себя вверх. Отклонением ручки вправо-влево управляются элероны. К чему это? А к тому, что отклонив поверхности управления на модели, не забудьте отклонить органы управления, особенно на моделях в больших масштабах. Закрылками злоупотреблять не стоит их обычно выпускают перед заходом на посадку и после посадки убирают. Зато триммеры почти всегда находятся в отклоненном положении.
На большинстве моделей самолетов поверхности управления отлиты в нейтральном положении заодно с крылом, горизонтальном м вертикальном оперением Для начала рули и элероны необходимо вырезать. Удобнее всего вырезать с помощью тонкой фрезы и микродрели. Если с механизацией туго, то можно воспользоваться пилкой, сделанной из лезвия для бритья или резаком. Вырезать поверхности управления следует очень аккуратно, чтобы не повредить ни саму поверхность, ни ее «окружение» (или же прикупить две модели). Перед установкой в новое положение поверхности управления как правило приходится дорабатывать - восстанавливать передние кромки, используя эпоксидную шпаклевку. Полимерная шпаклевка скругляется наждаком. Петли навески изготавливаются из узкого и тонкого полистерола. На крупных моделях желательно добавить к задним кромкам стекатели статического электричества (если они есть). При установке элеронов и рулей следите та тем, чтобы ширина щели между рулем/элероном и крылом/килем /стабилизатором оставалась постоянной по всей длине.
Спорясь с чертежами, приступайте к изготовлению тягуправления. Сверяться с чертежами в этом случае необходимо, поскольку иногда тяги проходят внутри крыла и поверхности управления. В этом случае их не видно.
Удаление съемных деталей
Всегда выйгрышно смотрятся диорамы, в которых сюжет обыгрывает техническое обслуживание самолета. В ном случае желательно снять хотя бы одну панель с планера. Чаше всего снимают (и в жизни, и на моделях) капоты двигателей, панели с фюзеляжа. Панели вырезаются из оливок точно также, как поверхности управления. Упростить процесс можно, насверлив отверстий по периметру панели. После удаления панели необходимо сточить кромки выреза в отливке до толщины близкой к масштабной толщине обшивки. С оборотной стороны по периметру отливки подклеиваются тонкие полоски пластики с насверленными в них отверстиями- имитация рамы, к которой крепится панель. Сама панель уже не пригодится - толщина ее всегда не масштабна. Если есть желание положить панель рядом с моделью, тоже придется сделать заново, например вакуум формированием, используя вырезанную панель в качестве пуансона. Не забудьте просверлить в новой панели отверстия типа под болты. Ежели амбиции таковы, что с модели снимается несколько панелей - имеет смысл сделать нехитрый кондуктор для просверливания отверстий.
Удачно выглядят модели самолетов со снятыми двигателями. В этом случае имитируется моторама, это не так сложно, как может показаться. Самое главное внимательно ознакомиться с чертежами. Кроме моторамы придется отобразить трубопроводы и электропроводку двигателя. Ответы на все непонятный вопросы по поводу конструкции моторамыи расположения «паутины» необходимо получить до начала работы.
В качестве примера рассмотрим модель ночного истребители Р-61 «Блэк Уидоу» в масштабе 1:48. Сначала с мотогондолы были вырезаны всесъёмные панели. Затем из листового полистирола толщиной 0.5 мм вырезана и приклеена противопожарная перегородка. Перегородка деталирована согласно чертежу, - добавлены магистрали топливной й и гидросистем, электропроводка. К перегородке подклеена моторама, в силовом шпангоуте просверлены отверстия подболты.
Деталировка двигателей
Следующий этап доработки модели Р-61 – деталировка двигателя, подвешенного на лебедке. В картере двигателя просверлено отверстие, в которое вставлен отрезок припоя. Моно рама выполнена из листовой пластики, к заднему шпангоуту подклеены срезанные с канота модели отклоняемые створки.
Тщательно, согласно чертежам, воспроизведены магистрали трубопроводов и электропроводка (медная проволока). Вся «машинерия», хитрое переплетение деталей, деталек и деталюшек, набрана среди обломков старых моделей и в закромах железнодорожных моделистов. Ближайшей аналогией этой работы является изготовление моделей для фильма «Звездные войны», только при сравнении с комплексностью подхода к моделированию движка «Черной Пловы» Лукас отдыхает!
Снятые двигатель не единственная изюминка модели Р-61. Не менее подробно, по той же наборной технологиипроизведён интерьер отсека вооружении и антенна РЛС. Пулеметы на Р-61 управлялись электросистемой, поэтому в отсеке навешана куча проводов.
Тщательно расписывать процесс деталировки по «наборной» технологии смысла не имеет. Тут все решает воображение моделиста, запасы ненужных деталей и молельного лома. Важна идея! Цель подброшена.
Деталировка интерьера кабины
Вообще-токогда говорят о супердеталировке подразумевают в первую очередь кабину. Перед началом работы надо определить, что будет видно в кабине, а что нет. Будет фонарь открыт или закрыт. При закрытом фонаре объем работ сокращается в разы. Как всегда необходимы подробные чертежи, рисунки, фотографии кабины прототипа.Источники деталей для супердеталировки - те же, что и в случае с двигателями. Кроме того, к большинству моделей самолетов выпускаются конверсионные наборы для доработки интерьеров кабин, как фотоnравленные, так и эпоксидные. Детали из этих наборов закроют потребности самого привередливого моделиста процентов на 80, ну а 20% придется выполнить с нуля или подобрать из хлама.
Боевые повреждения самолетов
Имитация боевых повреждений придаст новое и измерение вашей диораме. Только не надо чрезмерно увлекаться повреждениями Повреждения можно разделить на «старые» и новые - только что полученные. Старые повреждения – это замененные панели обшивки, которые отличаются по цвету oт остальной окраски, заплаты на пробоинах. В годы второй мировой войны американские самолеты частью окрашивались в грязно- оливковый цвет, а частью не окрашивались совсем, сохраняя цвет натурального дюраля. Пример «заплатанного» самолета-бомбардировщик В-17 «LittleMissMischief» был целиком цвета дюраля, но часть панелей обшивки крыла после их повреждения в бою сменили окрашенными вгрязно- оливковый цвет; эти панели были сняты с другого поврежденного В-17.
Свежие боевые повреждения - это пробоины от снарядов, пуль и осколков. Часто такие пробоины имели рваные края. Отверстия «пробоин» проделываются швейной иглой, но не снаружи, а изнутри, чтобы получились лохмотья. Дополнительные лохмотья «разворачиваются» модельным ножом. При выполнении больших пробоин с частично нарушенной обшивкой необходимовоспроизвести видимый через дыру силовой набор.
Еще одним последствием полученных в воздушном бою повреждений являются потеки масла н бензина, копотьoтпожаровНа многомоторных самолетах лопасти винтов поврежденных двигателей флюгировались – лопасти для снижения аэродинамического
сопротивления неработающего винта разворачивались по потоку, чтобы винт очень простокрутился от набегающего потока воздуха.
На модели флюгированный винт воспроизвести очень просто: надо срезать лопасти и приклеить их заново во флюгированном положении. При Посадке на брюхо лопасти загибаются (металлические) или ломаются (деревянные). Степень повреждений зависит от сюжета диорамы. Вернувшийся на «чистом слове и на одном крыле» на аэродром самолет все-таки сохраняет обе плоскости крыла и повреждения у него могут быть ужасающими, но не смертельными. Другое тело воткнувшийся в грунт аэроплан. Естественно правильнее всею воспроизводить повреждения по фотографиям реальных самолетов. Объёмповреждении напрямую связан е живучестью самолета. Четырехмоторный бомбардировщик мог вернуться на базу, имея гораздо больше повреждений, чем маленький перкалевый истребитель.
Больше всего повреждений выдерживал фюзеляж, как наименее нагруженная часть конструкции.
При выполнении пробоин все-таки поглядывайте на компоновочную схему. Не стоит «пробивать» все топливные баки и увлекаться повреждениями в районах, где проходят тяги системы управления. Без топлива и с отказавшим управлением самолеты обычно падают.
Супердеталировка интерьеров моделей бронетехники
Даже если промышленная модель содержит детали интерьера - не радуйтесь. Пока не существует ни одной модели, в которой интерьер был бы воспроизведен хоти бы на 50%. Другое дело, что даже через открытые люки видно не так уж много. Проблема супердеталировки в полном объеме обычно встает при выполнении «разбитых» образцов техники танков со сброшенными башнями или сорванными крышами моторных отделений.
Как всегда работа начинается с подбора иллюстрированного материала. Затем определяемся с необходимыми материалами, копаемся в запасниках в поисках подходящих деталюшек - все как с супердеталировкой моделей самолетов.
Чаще всего люки на моделях бронетехники выполняются отдельными деталями. Хоть люки вырезать не требуется. Вырезать аккуратно круглый люк из детали почти невозможно. Если все-таки люк надо вырезать-смело крушите его. Обычно люки бронетехники выполнены плоскими, поэтому новый люк не так уж сложно вырезать из листового пластика подходящей толщины.
Деталировка интерьера - все тот же креативно-наборный процесс. Конверсионные наборы, как правило, всех проблем не решают -еще одна итерация к желаемому, не более того. Основное внимание всегда уделяется только тем элементам интерьера, которые будут видны сквозь открытые люки или сорванные бронелисты.
Порой возникают сложности с изготовлением двигателей, когда моторное отделение выполняется открытым. Тут может прийти на помоешь знание техники. Американские танки «Ли» и «Шерман» оснащались танковыми вариантами авиационных звездообразных моторов. Почему бы не взять эти моторы от моделей самолетов в масштабе 1:32. Разница в масштабах 1:32 н I 35 не велика и на глаз заметна не будет. Двигатель, в любом случае нуждается и доработке. Имитируя паутину трубочек, можно заодно воспроизвести и особенности танковой версии.
Помимо двигателя в моторном отделении воспроизводится трубопроводы, электропроводка, разнообразная машинерия. Следует отметить - даже при открытой крышке видна не вся начинка моторного отделения. Первым делом надо определить
Что будет НЕ ВИДНО через люк. Эти элементы можно не воспроизводить. Некоторые элементы, например,воздушные фильтры, берутся от двигателей моделей автомобилей. Электропроводка системы зажигания выполняется из тонкого проволочного припоя.
Боевые повреждении бронетехники
Накал боев в годы Второй мировой вомни был настолько высок, что любой танк или бронеавтомобиль после нескольких дней пребывания на передовой получал отметины от пуль и снарядов. Подкрылки и бортовые экраны сминались еще раньше по дороге на фронт. Па фронте подкрылки превращались вообще в полное непотребство. Помять подкрылки просто - достаточно нагреть пластик до пластичного состояния, aпотом изогнуть пальмами или стержнем. Можно проткнуть нагретый пластик стержнем -получится пробоина Подкрылки выполнялись из тонкого металла, поэтому пробоины имели рваные края. Рваные края разворачиваются модельным ножом. Передние и задние подкрылки па танках часто терялись совсем.
Снаряды оставляли на броне выщербины, часто с оплавленными краями. Не стоит показывать на одной модели больше двух-трех отметин попаданий крупных снарядов. В годы Второй мировой войны танковые сражения велись на коротких дистанциях, когда прямое попадание почти всегда выводило танк из строя. Пулевые пробоины имитируются в скатках, контейнерах, канистрах и подкрылках.
Германские танки во второй половине войны оснащались бортовыми экранами Секции экранов, закрывавших ходовую часть, часто терялись или сбрасывались близкими взрывами. Рамы, на которые крепились секции экранов, в процессе эксплуатации танков гнулись.
Разбитая и брошенная бронетехника
Между брошенной и разбитой бронетехникой много общего. Танки приходилось бросать из-за механических поломок и нехватки горючего. Экипажи крайне редко оставляли свои машины в целости н сохранности, бросая напоследок внутрь пару грант, альтернативный вариант: слить масло и запустить двигатель, через энное времяцилиндры разнесут мотор на составляющие. То есть - брошенная техника - сиречь разбитая техника
Прежде чем повести разговор об имитации повреждений, немного разберемся с характером возможных повреждений. Чаще всего в годы Второй мировой войны танки выводились из строя бронебойными снарядами. Такой снаряд делал в броне аккуратную пробоину и разрывался внутри танка, провоцируя детонацию боекомплекта. Если детонации не было, то видимый след попадания снаряда - небольшое отверстие в броне. Во второй половине войны появились кумулятивные боеприпасы, также оставлявшие в броне небольшое отверстие. Пробоина кумулятивного боеприпаса имела оплавленные края, бронебойного - зазубренные. Таким образом, след фатального попадания в танк внешне выглядел как небольшое аккуратное отверстие. Имитировать его очень легко: просверлить дыру и раззенковать края модельным ножом.
Как правило, на подбитых машинах все люки оставались открытыми. Люки открывали сами танкисты, выбираясь из поврежденной машины, или же люки распахивались вследствие внутренней детонации. Почтивсегда проникший внутрь снаряд вызывал пожар. Копоть от пожара покрывала внутренние поверхности и элементы интерьера, делая их менее заметными сквозь открытые люки. То есть - объем работ по воспроизведению элемнтов интерьера горелоготанка уменьшается. Копоть от пожара оседала также на внешних поверхностях машины - помните про это, когда окрашиваете модель
Полноценный пожар приводит к выгоранию резины с бандажей опорных катков н поддерживавших гусеницы роликов - необходимо удалить бандажи с катков и роликов модели.
Непременным атрибутом подбитого танка является порванная гусеница Обычно танк продолжает движение и после того, как гусеница перебита. Из-за этого гусеница сбивается в складку, а машина съезжает опорными катками на грунт. Поскольку давление на грунт резко возрастает, то танк зарывается в землю, Имитировать разбитую гусеницу резиноподобного изделия, которыми часто комплектуются модели, невозможно. Тут необходима гусеница, набранная из отдельных траков.
Наибольший объем работ связан с имитацией последствий внутренних взрывов. Взрывом может быть полностью или частично сброшена башня, сорваны бронелисты и смотровые люки, нарушены сварные швы. Помимо имитации внешних повреждений в этом случае резко возрастает объем работ по деталировке интерьера.
9. Шаг за шагом. «Lady Be Good»
Неудачливый «Либерейтор» с собственным именем «Lady Вe Good» стад одним из самых известных бомбардировщиков Второй мировой войны этот В-24 не вернулся 1943 г. объектом бомбометания в тот раз стал Неаполь. Самолет стартовал с базы, расположенной в Северной Африке. Бомбардировщик вместе с экипажем попал в разряд без вести пропавших. Судьба машины и экипажа прояснилась через 17 лет, когда партия нефтеразведки наткнулась на самолет в пустыне Сахара. Злосчастный «Либерейтор» покоился в песках в 300 милях от ближайшего оазиса.
Сухой климат пустыни сохранил раритет воины: пулеметы были исправны, функционировала гидросистема, зато на самолете не сохранилось никаких признаков присутствия экипажа. Как выяснилось, в результате навигационной ошибки «Либерейтор» летел не к аэродрому базирования, а углублялся в пустыню. Когда топливо почти закончилось, члены экипажа покинули самолет с парашютами. Прыгни они над Средиземным морем шансов остаться в живых было бы больше: поисково-спасательная служба на море была поставлена у союзников очень хорошо. После приземления штурман сумел точно определить точку места. Экипаж побрел в направлении Бенгази. Люди прошли 60 миль, но до цели пути оставалось гораздо больше...
Предмет с самолета «LadyBeGood» выставлены в музее ВВС США в Дэйтоне, шт. Огайо. Планер самолета навечно остался в ливийской пустыне.
Основой диорамы послужила модель В-24Jв масштабе 1:48 от фирмы Монограмм. Это не та модификация, которая требовалась, пришлось заняться конверсией. К счастью подробные материалы «Lady Ве Good» опубликованы в издании «After the Battle»№ 25.
Диорама проста по сюжету: разложенный в пустыне самолет. Фигурки людей в данном случае излишни.
10. Постройки
Строения почти непременный предмет на диорамах, особенно с участием бронетехники. Мы не будем подробно рассматривать вопросы проектирования и изготовления руин, этим вопросам посвящены многие научные исследования. Как всегда ограничимся описанием базовой техники.
Простые сельские постройки
Самыми простыми в изготовлении являются деревенские служебные сооружения - сараи, хлевы с земляным н полами.Главное отличие построек к моделям железных дорог от построек в масштабе 1:35 - толщина стен. Толщина стенразрушенных домиков всегда бросается в глаза. Требуемуютолщину стенки в масштабе 1:35 может обеспечить фанера.
Первый шаг - вычерчивание стены да листе фанеры в масштаб 1:35. еще лучше - на картоне. Из картона удобно изготовить полноценный макет, на котором отработать все элементы строения. Стенка вырезается из фанеры лобзиком. Оконные проемы сначала высверливаются по периметру, затем прорезаются, кромки - зачитаются.
Альтернативный метод изготовления стенки заключается в склейки их из деревянных реек.
Готовые стенки собираются на клею в постройку. Для прочности стенки крепятся штифтами из зубочисток, под штифты высверливаются глухие отверстия. Важно выдержать прямой угол в стыках стен.
Текстура штукатурки
Штукатурка является самым распространенным отделочным материалом и европейских странах. Идеальный материал для имитации штукатурки - акриловая шпаклевка. Штукатурка наносится на стенки молельным ножом, точно так как шпателем наносится настоящая штукатурка. Неровности поверхности даже желательны, поскольку штукатурка всегда имеет шероховатую поверхность. А тут еще надо показать выщерблены от пуль и осколков. Делается имитация ножом или буром, закрепленным в патроне микродрели.
Бывает слой штукатурки отваливается итогда становятся видны кирпичи и камни кладки. Для имитации этого эффекта на модели наметить кладку надо до нанесения шпаклевки. Резаком на стенке прорезается кладка. Случайным порядком порядком «кладка» закрывается масками неправильной формы. После нанесения шпаклевки маски снимаются - видна кладка, штукатурка отвалилась.
Крыша
Настоящая крыша представляет собой каркас, покрытый сравнительно тонким влагоустойчивым материалом. Лучше всего строить крышу модельного строения из дерева. Изготовление крыши начинается с окрашивания деревянных заготовок, можно на красить их, а пропитать морилкой. Одна сторона, та что будет обращена вверх, остается неокрашенной. Если крыша будет разрушена, то заранее душатся торцы «избранных» стропил.
Собирается каркас крыши модели аналогично каркасу крыши любого деревянного дома. После сборки каркаса наступает черед кровли.
Хорошо смотрятся черепичные крыши, как в жизни, так и на моделях Черепицу можно найти в наборах аксессуаров, но, как правило, промышленные изделия выглядятненатурально. Они слишком гладкие. Настоящая черепица имеет шероховатую поверхность с выщерблинами, сколами и бугорками. На самом деле, черепицу для модели домика не трудно сделать своими силами. Идеальным материалом является листовой полистирол. Черепиченок потребуется изрядное число, поэтому важна простота обработки материала, а листовой полистирол легко режется Кромки каждого изделия обрабатываются острым ножом с целью имитации царапин, сколом и прочих повреждений. Поставленная на место черепица окрашивается и тонируется.
Другой способ отливать черепицу участками по вышеописанной технологии литья вэпоксидную форму. Мастер-модель можно выточить из дерева.
В Восточной Европе долгое время крыши крыли не черепицей, а дранкой: короткими деревянными дощечками. Идеальный вариант имитации дранки: лущение дере-рейки. То есть технология один в один как в жизни, с той разницей, что вместо бревна берется рейка, а взамен топора – нож.
Вообще, деревянные элементы строения всегда выглядят реалистичнее, если они изготовлены на модели из дерева - оконные проемы, дверные косяки и т. д. Отверстия от пуль имитируются иглой.
Городские строения
При изготовлении городских строений едва ли самой главной трудностью становится воспроизведение интерьера помещений.
Стены изготавливаются практически также как стенки сельского домика. Только окон и дверей н них больше. Также дополнительно возводятся перегородки и межэтажные перекрытия. Во внутренних стенах необходимо предусмотреть двери. А еще в каждой комнате предстоит постелить имитацию пола. Вычурные повторяющиеся архитектурные детали отливаются в эпоксидную форму. Так экономится время и силы, а все детали получаются абсолютно идентичными. Таким же путем можно отлить оконные рамы.
Городские строения - многоэтажные. Впихнуть такую махину в диораму не только проблематично, она будет еще отвлекать на себя слишком много внимания. Часто строения изготавливают в несколько меньшем масштабе, чем собственно диораму, но первый этаж, на фоне которою закручен сюжет, выполняется в «правильном» масштабе.
Окна и двери
Оконные рамы крайне сложны в исполнении - необходимо прорабатывать створки, форточки. К счастью существуют модели железных дорог В строениях масштаба НО можно всегда набрать подходящих окон. Правда, для 35-го масштаба эти окна маловаты по размерам, но их можно членить на составляющие и делить одно нужное окно из двух-трех железнодорожных. Это финансово затратный метод, но он является самым эффективным, поскольку выполнить самостоятельно несколько сложных по форме фрамуг почти невозможно. Остекление окон имитируется ацетатной пленкой. Пленка легко рвется, причем надрывы получаются линейным, создавая полную иллюзию разбитого стекла.
Двери богатых домов также представляют собой вычурную конструкцию. Простые двери вырезаются из листовою пластика, из полосок такого же пластика выклеивается косяк. Ручки изготавливаются из проволоки.
Полы, стены интерьера, потолки
Полы в городских домах настилают деревянные В разрушенном доме будет виден не только настил пола, но и крепеж досок. Методика изготовления пола - такая же, как при постройке крыши сельского домика. Потолки выполняются из листового пластика. Чистая оборотная сторона проломленного потолка будет выглядеть неестественно. Смазанная клеем, на который посыпан мелкодисперсный порошок придаст потолку реалистичности - имитация пыли посыпавшейся штукатурки.
Стены городских квартир и присутственных мест отделаны лучше, чем стенки хлева. Тут штукатуркой не обойтись, надо имитировать обои или гладкую окрашенную поверхность. С распространением компьютеров имитация обоев уже не представляет проблемы. Находите в интернете нужный рисунок, скачиваете и распечатываете с учетом масштаба на тонкой бумаге. Бумага наклеивается на стенки.
Оживят стены репродукции картин. Источником картин могут стать старые книги, интернет, аксессуары к моделям железных дорог.
Булыжник, улица, тротуар
Разрушенный дом заваливает улицу тем материалом, из которого он сделан: кирпич, камень, доски, штукатурка. Строительный хлам обязателен для диорамы на сюжет уличного боя. Камни и булыжники можно вылепить из эпоксидки, а можно просто подобрать на улице (с учетом масштаба!). Избегайте камней округлой формы. Взрыв ломает камни, в результате получаются резкие грани. Неплохой способ получения таких камушков - дать как следует кувалдой по гравию.
Готовое строение после установки на диораму промазывается по периметру целлюлозой. В еще не застывший состав вдавливаются камни и прочий строительный хлам, просыпается мелкодисперсный песок. Получившаяся икебана задувается жидкоразведенным клеем ПВА.
Рельеф улицы, если вы замечали, несколько отличается от окрестностей деревни. Асфальтовое покрытие имитируется точно так же, как и покрытие ВПП на самолетных диорамах (см. выше).Бордюрный камень вдоль тротуаров удачно заменят бруски бальсы. Обязательно показываются повреждения дорожного покрытия.
Мешеные булыжником удины изготавливаются с помощью конверсионных наборов, подходящую мостовую не грех позаимствовать у моделистов-елезнодорожников. В войну улицы городов тщательно не убирались, из-за чего рядом с бордюрным камнем скапливалась всякая грязь, дополненная строительным мусором от разрушенных домов. Моделистам это только на руку, так как довольно трудно выполнить переход от мостовой к бордюрному камню. Здесь же шов между разнородными материалами просто заваливается камнями и песком.
Брусчатку можно опять же купить готовую, отлить самому по пластилиновой мастер модели или нарезать на листовом пластике.
Дерево в Западной Европе ценили, поэтому дома строили из камня. Восточноевропейские варвары, наоборот предпочитали в качестве строительного материала камню дерево. Модели деревянных зданий выполняются из дерева так же, как строилась крыша того самого хлева, чтобы его корова сожрала, прежде чем враг разбомбит!
Изготовление моделей каменных зданий требует больше времени. Подумайте стоит ли украшать диораму таким трудозатратным сооружением. Сначала на картоне выполняется постеночный раскрой здания с учетом разрушений. Вырезанныезаготовки собираются в макет Если макет сложился ОКи вам понравился результат, то но шиповкам вырезаются из листа фанеры стенки.
Каменные строения могут быть сложены из дикого камня, могут изобработанных блоков. В случае дикого камня на помазанную клеем лицевую сторону фанерной стены наклеиваются природные камушки, подобранные по методу мозаики. Кладку изобработанного камня или кирпича можно гравировать по фанере или листовому пластику, который затем наклеивается на фанерную стенку. Здесь важно следить за совпадением кладки на углах здания. Еще один вариант - литье, возможно это самый эффектный и эффективный метод изготовления каменных стен вообще. Мастер модель изготавливается из пластилина. Как вариант можно отлить не всю стену, а отдельные участки. Из участков набирается стена любой конфигурации.
Окраска и тонирование зданий
Окрашивать строения проще, чем модели техники, однако технологии, материалы и инструменты используются те же самые. Цикл «заливка – сухая кисть» повторяется несколько раз. Внизу строения темнее , чем вверху, так как как подпитываются влагой из почвы.
Кирпичные стены окрашиваются в красно-кирпичный цвет, а потом тонируются методом заливки серой краской. Серая краска должна остаться главным образом в швах между кирпичами. Методом сухой кисти на кирпичи наносятся иррегулярные пятна красного, оранжевого и желтоватого цветов. Затем кирпичи еще раз тонируются методом заливки краской коричневого цвета Следы от пуль и осколков ярко-красные.
У деревянных строений важно подчеркнуть фактуры древесины. Сначала она гравируется крупным наждаком, кое-где высверливаются глухие отверстия (выпавшие сучки). Особое внимание уделяется имитации фактуры торцов бревен.
Базовый цвет краски - древесный серый. Методом заливки поверхность «бревен» прорабатывается краской серого цвета, методом сухой кисти - краской песочного или светло-коричневого оттенка.
Несколько слов в заключение главы. Изготовление строений в максимальной степени раскрепощает фантазию моделиста. Танк или самолет должны строго соответствовать прототипу, при изготовлении моделей зданий ни в большинстве случаев сами себе архитектор. А любой архитектор должен быть хотя бы знаком с историей архитектуры. Стиль строения должен коррелировать со временем и местом действия, иначе получится готический собор на Бородинском поле. Это не шутка - фотографии диорамы с русской церковью выполненной один в один как католический храм, встречались на страницах западной молельной прессы, причем авторы особо отмечали необходимость строгого следования историческому контексту!
Источник: Масштабные Модели №32. Спецвыпуск. Строим диорамы