Как собрать модель танка. Часть 5
Советы дяди Миши
Оглавление:
- Реалистичность внешнего вида
- Изучение снаряжения
- Анализируем нужды членов экипажа
- Изготовление скаток и брезента
- Изготовление вещмешков
- Импровизированная брони
- Мешки с песком и крепление мешков с песком
- Запасные части и личное имущество
- Ящики
- Доработка канистр
- Боевые повреждения
- Имитации гнутых и сброшенных взрывом металлических поверхностей
- Повреждения от огня противника
- Повреждения брони
- Повреждение бортовых экранов и их арматуры
- Подбитые танки
- Сброшенные траки
- Разбитые танки
Реалистичность внешнего вида
В боевой обстановке техника «обрастает» багажом, снаряжением, запасными частями. На фронте танк является нс только боевой машиной, но и буквально ломом для танкистов, а в любом доме хлама, нужного и не очень, достаточно. Внешний вид модели сильно улучшится, если и копию обвешать баулами членов экипажа, канистрами. ящиками и т.п. Известны фотографии, на которых запечатлены танки с укрепленными на броне велосипедами, причем велосипеды держались на специально приваренных к корпусу штырях. В Северной Африке майор Боб Крисп закрепил на задней стенке своего полугусеничного бронетранспортера М3 пружинную металлическую кровать.
Изучение снаряжения
Как обычно, лучший способ узнать, что экипажи крепили на броню своих железных коней - это внимательно рассматривать фотографии. Если вы заметите, что какой либо предмет крепится к разным машинам в оном месте, то смело можете клеить его и на свою копию. К примеру, экипажи «Тигров» постоянно крепили к бортам башни гусеничные звенья. Однако помните, если что-то интересное подвешено у одного танка на одной фотографии, то это вовсе не значит будто бы «что-то» подвешивалось там и на других машинах, если вообще подвешивалось.
Характер снаряжения сильно зависел от театра военных действий. Глупо увешивать танк канистрами и скатанными солнцезащитными тентами где-нибудь мод Сталинградом зимой 1942-43 г.г. В то же время в Северной Африке такие тенты не будут выглядеть анахронизмом и в зимние месяцы. С другой стороны, большое количество немецких танков, действовавших на Восточном фронте, имели специальные стартеры, облегчавшие запуск двигателей на морозе, а на траки гусеницы с целью снижения удельного давления на грунт устанавливались расширители. В армиях всех воевавших стран шоферы имели привычку оснащать свои машины кроме штатных еще и дополнительными запасными колесами.
Техника западных союзников и немцев (в меньшей степени) была увешана снаряжением. личным имуществом и запасными частями. Советские боевые машины выглядели проще. На Западе «чистый» вид русских танков объясняют спартанской природой Советской Армии и высочайшими потерями: якобы экипаж не успевал обвешать свою машину, потому что терял ее в бою. Кстати, в вермахте обычно «увешанный» внешний вид имела лишь боевая техника второю эшелона. На самом деле просто по количеству имущества можно судить, что стоит на первом месте: танк - дом или танк - боевая машина.
Анализируем нужды членов экипажа
Члены экипажа старались не хранить ничего лишнего, исключение делалось разве что для музыкальных инструментов - гитар, баянов, губных гармошек.
Попробуем проанализировать потребности среднего танкового экипажа из пяти человек. Каждому положена скатка с постельным бельем, сидор или рюкзак с личным имуществом. Обычно в машине возился пищевой рацион на два-три дня, посуда, термосы. Нормальный англичанин даже на войне не обходился без «файф-о-клока», поэтому британские танкисты обязательно имели чайные причиндалы.
Каждый член экипажа имел личное оружие - пистолеты и пистолеты-пулеметы. К пистолету полагались ремень, кобура и вытяжной шнур. Последний имел дурную привычку постоянно цепляться внутри боевой машины за выступающие части. Неслучайно танкисты едва ли не первыми в армиях некоторых стран перешли на наплечные кобуры. Пистолеты-пулеметы обычно хранились внутри танка в специальных державках. Помимо шлемофонов членам экипажа полагалось иметь стальные каски и бронежилеты. В жаркую погоду касками и жилетами танкисты пренебрегали.
Таким образом экипаж американского танка имел снаряжение из пяти рюкзаков или вещмешков, пяти скаток или спальных мешков, пяти стальных касок, пяти бронежилетов и портупей для пистолетов. Обычно все это снаряжение крепилось в разных местах на внешней поверхности танка.
Где и как? Танкисты стремились крепить свое имущество прежде всего надежно, так, чтобы не потерять на марше или в боевой обстановке. Стандартные корзины для имущества и снаряжения обычно оказывались слишком маленькими, и экипажи собственными силами расширяли их или делали заново. Так- известно не менее 27 вариантов импровизированных багажников на бронетранспортёрах М113. Далеко не всегда имущество размещалось на броне согласно выше установленным правилам. Командир танка всегда может привязать личный спальный мешок именно там где пожелает, а не где положено. Ну и кто ему чего скажет?
Изготовление скаток и брезента
Очень часто на модель приходится монтировать разнообразные скатки. Проще всего их сделать из бумажных салфеток. Работа не представляй особой сложности даже для новичков.
Намочите салфетку в воле, согните пополам лицевой стороной наружу и скатай- ге. Отрежьте кусочек нужной длины, в местах, где позже будут проходить ремни, перехватите скатку ниткой. После высыхания скатки сделайте и приклейте ремни. Остается окрасить скатку, в том числе используя метод сухой кисти, и приклеить ее на место. Из бумажных салфеток можно изготавливать любые элементы, имитирующие ткань, вплоть до одежды бойцов. Толстую ткань имитируют несколькими слоями, до десяти, салфеток.
Изготовление вещмешков
Вещмешки и другие подобные аморфные предметы снаряжения лучше всего формировать прямо на модели из эпоксидной шпаклевки. Следует нанести небольшое количество шпаклевки, а после частичного схватывания сформировать шпателем, ножом или скальпелем вещмешок желаемой формы.
Или приобрести готовые наборы:
Французская танкетка Ue с прицепом (пласт.траки), 4 фигуры,
бочки, ящики, мешки, 3 варианта декалей. |
Набор оборудования современной американской армии, рюкзаки,
патронные ящики, канистры, сумки. |
Импровизированная брони
Экипажи всегда старались защитить свои машины получше, усилить бронирование. Танкисты нередко устанавливали на боевую технику импровизированную защиту, которую не стоит путать с накладной броней. Наибольшее распространение в качестве дополнительной защиты получили траки гусениц. Сложно найти снимок немецкого «панцера» периода второй мировой войны, на котором танк был бы лишен подобной дополнительной «брони». Как правило траки гусениц кренились к броне сваркой или на болтах.
Помимо траков для усиления защищенности боевых машин применялись деревянные брусья и просто бревна. В плане моделирования основную сложность представляет нс процесс изготовления «деревянной» брони, а ее окраска. Брусья или бревна сохраняли природный цвет и фактуру дерева, достоверно имитировать которую на пластике весьма непросто. Можно конечно использовать природные материалы - веточки с корой подходящей фактуры. Бревна как правило фиксировались на боевой машине с помощью проволочных связок. Дерево, как и следовало ожидать, мало помогало от бронебойных снарядов, но вызывало преждевременную детонацию кумулятивных боеприпасов.
Мешки с песком и крепление мешков с песком
Самой популярной дополнительной импровизированной броней стали мешки с песком. Мешки с песком укладывали в специальные корзины, которые наваривались на броню в полевых ремонтных мастерских.
Готовые «мешки с песком» несложно купить в модельных магазинах, однако в подавляющем большинстве случаев на копии танка они будут выглядеть не реалистично. Песок - субстанция сыпучая, поэтому мешок повторяет очертания поверхности, кроме того из-за дождей, вибраций танка и элементарной силы тяжести песок сбивается к нижней (или боковой, если она обращена вниз) части мешка. Натуральный вид придают также следы от попадания пуль и осколков. Желательно, конечно, изготовить мешки самостоятельно. Материалом может послужить шпаклевка. Из шпаклевки формируется полоска по ширина и высоте соответствующая мешку с песком, затем она ножом нарезается на отдельные «мешки». Мешкам придается форма и, не успев застыть, они укладываются на модель. Поскольку шпаклевка не застыла, то мешки будут повторять форму поверхности. Фактура мешковины имитируется прикладыванием какого-нибудь старого, основательно потертого, куска ткани. Существует еще один очень экзотический способ заполучить копии мешков с песком. Всем известна жевательная резинка в подушечках. Твердая оболочка смывается содой и вы получаете готовый мешок, который можно лепить на модель, придавая ему любую форму. Самое главное - взять жвачку без сахара, дабы модель не страдала от кариеса. Маленькие жвачки больше подходят для 76-го масштаба.
Изготовление корзин для мешков с песком также не представляет особых трудностей. но требует терпения. Материал - полоски полистирола или тонкой жести. Часто на мешки с песком набрасывалась маскировочная сеть. Ее можно изготовить из вуали или ткани типа кисеи, лучше брать черную. Сеть здорово оживляет модель.
Запасные части и личное имущество
Запасные части, рюкзаки и прочие элементы снаряжения можно позаимствовать из других наборов сборных моделей, совсем не обязательно моделей танков. Сковородки, кастрюли и прочую кухонную утварь можно найти в наборах модельных аксессуаров. Фигурки солдат служат исходным материалом для необычного «оживляжа» - неплохо воткнуть где-нибудь на модели пусти башмак. Башмак, понятное дело, получается в результате ампутации голеностопа пехотинца в 35-м масштабе. Надо только довести процесс до логического завершение, удалив остатки плоти бойца из башмака путем высверливания.
Ящики
Разнообразные ящики и контейнеры можно изготовить из бумаги, пластика и дерева. Приемы изготовления копий деревянных и металлических ящиков из листового пластика показаны на рисунке. Хороший эффект дает изготовление деревянных ящиков из шпона.
Доработка канистр
Канистры являются одной из важнейших внешних деталей, влияющих на облик модели в целом. С грустью можно констатировать, что в подавляющем большинстве случаев канистры сильно упрощены. Так вместо двух или трех ручек отливается одна, примитивно выполняется заливочная горловина. на боках отсутствуют ребра жесткости. По форме и габаритам канистры, используемые в разных армиях близки, хотя и имеют отличия: разные горловины, количество ручек, форма и расположение ребер жесткости. Если горловину еще можно попробовать сделать «на коленке», то грамотно провести ребра жесткости - занятие почти бесполезное. Лучше один раз потрудиться и изготовить металлический кондуктор. Тем более, что иную модель, например - бронетехнику Северной Африки, приходится обклеивать канистрами с ног до головы.
Продаются уже готовые решения:
Боевые повреждения
Классическая картина воины - танк, заваленный с одной стороны обломками здания, вовсе не является гиперболой. Бронетехника и создавалась с расчетом на преодоление всяческих препятствий. На боле боя танк являлся подлинным царем сражения. Экипажи танков даже получали удовольствие, когда их боевая машина грудью сокрушала кустарник и мелколесье, порой заваливая и крупные деревья.
Танк на ноле боя ведет себя как слон в посудной лавке. Подобное поведение не проходит бесследно для самого бронированною слона - с корпуса и башни сметается всякая навешанная снаружи всячина (вот почему советские и германские танки просто «голые» по сравнению со относительно мало воевавшими американскими машинами) и даже отдельные детали конструкции. На броне появляются вмятины, а то и пробоины от снарядов. Вид танка после боя ужасен, но именно такой внешний вид симпатичен большинству моделистов.
Имитации гнутых и сброшенных взрывом металлических поверхностей
Изготовленные из тонкого металла надгусеничные крылья получают первые повреждения гораздо раньше, чем танк примет первый бой. Столкновение с любым препятствием, даже небольшим деревом. оборачивается вмятиной. Поскольку они изготовлены не из броневой стали, а из обычной, го попадания пуль и осколков приводят к появлению пробоин. Имитировать повреждения крыльев лучше до их установки на модель. Сквозные отверстия и вмятины выполняются с использованием нагретых металлических предметов пли паяльника, которыми легко повредить и саму модель в случае установки крыльев на место.
Чтобы сделать вмятину следует разогреть пластик над жалом паяльника (или над пламенем зажигалки, но в этом случае существует опасность возгорания пластика) до пластичного состояния, а затем сформировать вмятину подходящим предметом, кончиком карандаша например. Отверстия проделываются раскаленной до красна на пламени зажигалки иглой или гвоздем. После остывания пластика следует удалить ножом отбортовку. которая появляется при прокалывании отверстия.
Эффектно выглядит крыло с куском, вырванным взрывом, только надо помнить, что кромки уцелевшей части не будут ровными - останутся висеть «лохмотья» металла. Эти лохмотья необходимо показать на модели. Можно ножом нарезать края уцелевшей части и отогнуть их в разные стороны, а можно подклеить «СОЛОМУ» из тонкого пластика.
Особое внимание необходимо уделить сохранению одинаковой толщины но всей длине крыла, включая поврежденный участок.
Часто на боевых машинах демонтировали или вообще все крылья, или их передние секции. На модели с помощью ножа также можно проделать схожую операцию.
Повреждения от огня противника
Наибольшие повреждения всегда получают элементы конструкции, изготовленные из обычной, а не броневой стали. Пробоины от шрапнели, нуль, осколков усеивают крылья, контейнеры для имущества экипажа. Имитировать боевые повреждения также удобнее до общей сборки модели. Проще всего, как было отмечено выше, сделать отверстие раскаленной иглой, но более реалистичные отверстия получаются после упорной работы сверлом. Ровные края бывают лишь у идеальных пробоин, поэтому реалистичные рваные кромки выполняются ножом. Входное отверстие разворачивается ножом снаружи, выходное - изнутри. Если вы делаете сквозную пробоину, обратите внимание чтобы входное и выходное отверстия лежали на достоверной траектории стрельбы. Вмятины разнообразных ящиков и коробок обычны даже для машин, не нюхавших пороху. Такие вмятины позволяют выгодно оттенить детали, которые в реальности сделаны из тонкой стали, от массивных конструкционных элементов из броневой стали. Идеальным средством имитации значительyых по площади вмятин является бормашина с набором буров. В отсутствие бормашины придется выбирать вмятину ножом и придавить ее чем-нибудь тепленьким, в последнем случае очень легко перестараться и полностью испортить деталь.
Повреждения брони
Как правило, повреждения броневых деталей (при условии, что сам танк уцелел) незначительны - вмятины, выщерблины от попаданий пуль, осколков и снарядов. Даже бронебойный снаряд мог не оставить значительных следов, если он встречался с броней под острым углом. Не стоит утрировать повреждения. Бронебойный снаряд мог оставить весьма заметный след на танке, но не стоит имитировать больше двух-трех таких попаданий на одном модели, точно также не нужно дублировать одинаковые повреждения на разных копиях. Большинство танковых боев времен второй мировом воины велось на коротких дистанциях, когда любое прямое попадание наверняка оборачивалось легальным для неудачливою танка исходом. Впрочем бывали и исключения. В 1941 г. орудия немецких танков не могли пробить броню КВ даже в упор. В случае с КВ можно и оторваться на имитации прямых попаданий. Почти также обстояли дела и с британской «Матильдой». С появлением мощных противотанковых орудий нередко прямое попадание даже в лобовую броню выводило танк из строя. Конечно, сложно вывести из строя попаданием в лоб «Королевский Тигр», однако лоб «Шермана» далеко не всегда держал снаряд, выпущенный из пушки «восемь-восемь». Точно так же выстрел 122-мм пушки ИС-2 в случае прямого попадания вскрывал Pz.Kpfw.IV словно консервную банку. Наиболее уязвимой для снарядов являлась крыша моторного отделения, именно здесь предпочтительнее имитировать прямые попадания. Другой вопрос, что попасть в крышу из имеющих настильную траекторию противотанковых и танковых пушек было можно разве что случайно.
Повреждение бортовых экранов и их арматуры
Бортовые экраны, как уже говорилось, были предназначены для провоцирования преждевременном детонации кумулятивных боеприпасов, а не для зашиты машины от бронебойных снарядов. Более того - экраны пробивались пулями и осколками. Если вы хотите оттянуться на имитации повреждений от обстрела, то лучшего места, чем бортовые и башенные противокумулятивные экраны на модели не найти. Помните лишь, что масштабно сделанные экраны очень тонкие из-за чего безнадежно испортить их неловкой имитацией проще простого. Экранам доставалось нс только от огнестрельного оружия, но и от стволов деревьев. некстати подвернувшихся постройках. Иначе говоря, экран без вмятин - это экран, на танк не установленный. Крепеж экранов также был весьма хрупким. Секции экранов порой просто отрывались. Известно множество снимков германских танков и штурмовых орудий со снесенными секциями экранов и перегнутым крепежом, при этом уцелевшие секции расположены под случайными углами к вертикали.
Обычно модели комплектуются экранами, толщина которых для 35-го масштаба великовата. Не стоит имитировать повреждения на этих деталях. Иди оставьте все как есть, иди - прежде чем ломать сделайте экраны из тонкого листового полистирола. Метод имитации повреждений секций экранов ничем не отличается от имитации повреждений на корпусе или на крыльях.
Статья: Имитация боевых и эксплуатационных повреждении на моделях бронетехники
Подбитые танки
Прежде стоит разобраться каким образом можно вывести танк из строя. Противотанковые снаряды делятся на бронебойные и кумулятивные. Бронебойный снаряд, как следует из его названия, пробивает броню насквозь и взрывается внутри танка. В кумулятивном боеприпасе броню пробивает струя расплавленного металла. В случае когда в результате прямого попадания не произошло детонации боекомплекта танка внешние повреждения будут незначительны - сквозные отверстия в броне. Отверстие, сделанное кумулятивным боеприпасом имеет оплавленные кромки.
Таким образом, чтобы «вывести» модель из строя достаточно просверлить сквозное отверстие в броне. Если в вашу копию попал бронебойный снаряд, имитируйте ножом сколы на кромках отверстия. в случае кумулятивного снаряда - следы ожога.
Реальную трудность при постройке подбитого танка представляет лишь интерьер. Как правило все мыслимые люки на такой машине открыты, а через открытые люки хорошо просматривается начинка танка. Единственное утешение - интерьер смело можно красить в черный цвет (копоть от разрыва снаряда), который сильно уменьшает видимость.
В случае имитации пожара в моторном отделении копотью покрыть необходимо и наружные поверхности машины. Эффекта облезшей краски или копоти можно добиться пройдя по окрашенной поверхности смоченной в растворителе кисточкой. Когда танк обгорает полностью. то сгорают и резиновые бандажи на опорных катках и поддерживающих роликах. Чтобы удалить резиновые бандажи на опорных катках модели потребуется электродвигатель с регулируемой скоростью вращения вала. Каток закрепляется на оси вращения мотора и обтачивается как на токарном станке до обода. Скорость вращения должна быть небольшой, гак как при высокой скорости от соприкосновения с абразивным материалом пластик начнет греться и «плыть».
Сброшенные траки
Обычным боевым повреждением являлась перебитая гусеничная лента. Гусеница в этом случае сползала с опорных катков. Часто танк успевал проехать некоторое расстояние, в результате чего часть гусеницы оказывалось разложенной на грунте или сбивалась в кучу. Делать сброшенную гусеницу лучше всего в случае, если модель комплектуется наборными траками. В противном случае также лучше гусеницу из ... отдельных траков! Развитие предпринимательской деятельности среди родимых осин привело к тому, что практически к любой модели с гусеницами, отлитыми кусками, какое-нибудь малое предприятие выпускает конверсионный набор с индивидуальными траками, при большом желании можно найти и металлические траки. Удержавшиеся на роликах или опорных катках траки разорванной гусеницы обычно имеют очень сильный провис.
Например:
Разбитые танки
Вывернуть наизнанку копию - мечта многих моделистов. Как правило окончательное и бесповоротное уничтожение танка происходит в результате внутреннего взрыва - детонации боекомплекта. Проще всего сымитировать сорванную с погона башню. В этом случае не надо особенно крушить модель, а наоборот - насытить ее интерьер, правда, элементы интерьера придется корежить. Внутренности башни и боевого отделения станут хорошо просматриваться. При внутреннем взрыве нередко трескается броня (броня не гнётся!), расходятся по сварным швам бронелисты. На внутреннейстороне бронелистов (в случае, если она видна) стоит сымитировать выбоины, вроде тех, что получаются на металлической плите от ударов кувалдой. Только не надо бить кувалдой по модели, эффект наверняка чрезмерно превзойдет ваши ожидания.
Моделирование разбитой техники - наиболее трудоёмкое дело, но самое эффектное.
Источник: Журнал "Масштабные модели №9",
Журнал "Масштабные модели №10"
- Как собрать модель танка. Часть 1
- Как собрать модель танка. Часть 2
- Как собрать модель танка. Часть 3
- Как собрать модель танка. Часть 4
Рекомендую ещё почитать журнал "Библиотека моделиста №2".