Вертолёт AH-64D от Звезды
Вертолёт AH-64D от Звезды в масштабе 1/72
О начале полномасштабной разработки варианта вертолета «Апач», оснащенного РЛС управления огнем и ПТУР AGM-114L «Хел-лфайр» II с радиолокационным наведением, Пентагон объявил в декабре 1990 г.; модификация вертолета получила обозначение АН-64D «Апач Лонгбоу». Первый полет вертолета АН-64А (серийный номер 82-23356) с массогабаритным макетом РЛС «Лонгбоу» состоялся 11 марта 1991 г. 15 апреля 1992 г. совершил первый полет первый из шести опытных вертолетов «Апач Лонгбоу» (серийный номер 89-0192). Действующая РЛС «Лонгбоу» впервые была установлена на втором прототипе (серийный номер 89-0228) летом 1993 г. Все шесть опытных вертолетов AH-64D были вновь построенными машинами. Последние два прототипа не имели РЛС и первоначально обозначались АН-64С (индекс «С» отменен в 1993г., все модернизированные вертолеты получили обозначение AH-64D).
Впервые установка РЛС в полевых условиях была продемонстрирована в июне 1994г. Первые испытательные пуски ПТУР «Хеллфайр»II с вертолетов AH-64D состоялись в июне 1994 г. В январе-марте 1995 г. шесть опытных вертолетов проходили первоначальные эксплуатационные испытания, представляющие собой финальный этап испытаний новой системы перед ее принятием на вооружение армии США. О начале переоборудования вертолетов АН-64А в вариант AH-64D министр обороны Пол Камински объявил 13 октября 1995 г. Изначальными планами предусматривалась модернизация всех вертолетов АН-64А, имеющихся в вооруженных силах США. в вариант AH-64D, оснащенный РЛС «Лонгбоу». Программа закупок неоднократно не-
ресматривалась, как по срокам модернизации. так и по количеству оснащенных РЛС вертолетов. Согласно планам министерства обороны модернизация вертолетов АН-64А в AH-64D должна завершится в 2008 г.
Первым подразделением армии США. получившим на вооружение вертолеты АН-640, стала рота «С» батальона 1-227. дислоцирующаяся в Форт-Худе, штаг Техас. Летчики роты приступили к тренировочным полетам на вертолетах АН-641) в июле 1997 г. Состояния оперативной готовности подразделение. получившее название «Фест Тим» («Первая Команда») достигло в декабре 1997 г. Второй батальон 101-го авиационного полка армии США. вооруженный боевыми вертолетами АН-641) «Апач Лон-гбоу». доспи состояния боеготовности 28 октября 1999 г. после восьмимесячного переучивания. Первым подразделением боевых вертолетов Боинг AH-64D «Апач Лон-гбоу» армии США, развернутым в Западной Европе, стала 6-я эскадрилья 6-го кавалерийского батальона 11-го авиационного полка. Эскадрилья вернулась к постоянному месту дислокации в Иллисхейме, Германия, 22 июля 2002 г. после девятимесячной переподготовки на вертолеты AH-64D в Форт-Худе. США. шт. Техас. На вооружении эскадрильи состоит 21 вертолет данного типа - ранее в каждой из трех рот эскадрильи имелось по восемь вертолетов АН-64А «Апач». В настоящее время в армейской авиации США введены новые штаты - по семь боевых вертолетов в роте.
Ключевым фактором программы разработки вертолета АH-64D «Апач Лонгбоу» стала интеграция в систему управления оружием ПТУР «Хеллфайр» с радиолокационной системой наведения и РЛС уп-
равления огнем миллиметрового диапазона «Лонгбоу». Фирма Мартин-Мариэтта (в настоящее время Локхид Мартин) отвечала за разработку ПТУР. а фирма Нортроп Грумман - за РЛС «Лонгбоу».
РЛС «Лонгбоу» включает антенну, расположенную в надвтулочном обтекателе, и программируемый процессор. РЛС может сканировать пространство площадью 50 кв. км и способна обнаруживать до 1024 потенциальных целей, 128 из них могут быть классифицированы одновременно (доработка программного обеспечения позволяет увеличить данное число до 256). Предусмотрено выделение в соответствии с заданными критериями (например: приоритет гусеничных машин перед колесными: движущихся целей но отношению к неподвижным и т.д.) из 128 целей шестнадцати, представляющих наибольшую угрозу. РЛС способна только классифицировать цели, но не идентифицировать. По заявлениям официальных лиц, отвечающих за разработку системы «Лонгбоу», станция способна отли-чать колесную технику от гусеничной или от систем ПВО, но не более того. Движущиеся объекты обнаруживаются РЛС на расстоянии 8000 м, неподвижные - 6000 м: определяется расстояние до объекта, его скорость и направление движения. Отмечаются определенные проблемы с поиском стационарных объектов. РЛС «Лонгбоу» имеет режим сопровождения воздушных целей. Шина данных РЛС MIL-STD 1760 допускает обмен информацией с интерфейсом ATAS, используемым в УР воздух-воздух «Стингер». РЛС и система управления огнем способна выдавать данные о целях и осуществлять пуск ракет через 30 с после включения станции.
В значительной степени, модернизации подверглось бортовое электронное оборудование вертолета; изменена архитектура построения БРЭО. Применение четырех шин данных MIL-STD 1553В (каждая с двукратным резервированием) позволило значительно сократить протяженность электропроводки и реализовать «цифровой борт». Электрические провода шин данных изготовлены из более легкого сплава, чем электропровода БРЭО вертолета АН-64 А. Благодаря цифровой архитектуре БРЭО стало возможным выполнить приборное оборудование по принципу «стеклянной кабины». В каждой кабине установлено по два многофункциональных дисплея размером 15x15 см фирмы Эллайд Сигнал; на опытных вертолетах АН-641) дисплеи на электронно-лучевых трубках были монохромные. на серийных - устанавливаются цветные на жидких кристаллах. В верхней части приборной доски кабины пилота установлен прямоугольный дисплей меньшею размера, разработанный фирмой Лит-тон Кэнада. Общее количество переключателей в каждой кабине сокращено с 1200 на вертолете АН-64А до 200 на вертолете АН-640. Все дисплеи и нашлемные прицелы используют усовершенствованную «растровую» технологию генерации символов. В перспективе предусмотрена возможность вывода на многофункциональные дисплеи цифровой карты местности.
В результате модернизации приборного оборудования и органов управления вертолетом в значительной мере упростился процесс пилотирования с места оператора вооружения, а летчик получил возможность применять весь ассортимент вооружения.
На вертолете AH-64D вместо допплеровской навигационной системы AN/ASN-137 (применяется на вертолетах АИ-64А) установлена допплеровская система AN/ ASN-157. имеющая лучшие характеристики. В перспективе вертолеты будут оснащены трехкоординатыми инерциальными
навигационными системами. Только после установки ПНС вертолет станет действительно «круглосуточным» и «всепогодным». Дрейф допплеровской системы AN/ASN-128 составляет 6 м/мин; комбинированная навигационная система вертолета АН-64Г) способна в любой момент времени определять местоположение с точностью до 10 м.
Американские специалисты рассматривают как революционный шаг установку усовершенствованной системы передачи данных IDM (Improving Data Modem). В системе IDM используется вновь разработанный переменный формат сообщения на основе протокола 18820, что позволяет объединить в единую информационную систему вертолеты AH-64D, OH-58D, RAH-66, UH-60C «С+С Hawk», самолеты RC-135 «Rivet Joint», E-8 J/STARS, батальонные тактические оперативные центры и бронетехнику.
Скорость передачи информации системой IDM 16 кБит/с. Система передачи информации в реальном масштабе времени вертолета AH-64D реализует три принципа: цифровой формат, многоканальность, секретность (используются системы «Have Quick» и SINCGARS). Планируется доработать систему передачи данных так, чтобы стало возможным транслировать видеоинформацию.
Оптико-электронная система TADS/ PNVS вертолета АН-641) практически не претерпела изменений, однако ее характеристик считаются неудовлетворительными и существуют планы её замены на анало-гичную по назначению систему, разрабатываемую для вертолета RAH-66. В ходе учений «Fosty Apache», проводившихся в начале 90-х годов экипажи вертолетов из-за плохой погоды не могли эффективно пользоваться ПК системой обзора; удовлетворительные результаты дало только использование очков ночного видения совместно с системой FLIR. Фирма Хьюз Электро-Оптикэл Системз ведет работы по созданию дублированной модульной системы прицеливания и целеуказания/ночного пилотирования Сайлент Эрроу, предназначенной для замены системы TADS/PNVS вертолета АН-64 «Апач», В системе Сай-лент Эрроу используется технология усиления инфракрасного изображения; подобная технология позволит обеспечить радиус действия системы, больший, чем у системы управления оружием вертолета АН-641) «Апач Лонгбоу», а также более высокую четкость изображения.
Для питання дополнительного электройного оборудование на вертолете «Апач Лонгбоу» установлен новый электрогенератор мощностью 90 кВА.
Из-за возросшего количества авионики пришлось увеличить объем отсеков БРЭО. Поскольку необходимые свободные пространства в планере вертолета отсутствуют, отсеки с БРЭО оборудованы снаружи бортов передней части фюзеляжа. Бортовые отсеки с более развитыми «щеками», наряду с надвтулочной антенной РЛС «Лонгбоу», являются характерным внешним отличием вертолета АН-641) от вертолета АН-64А. На предсерийных вертолетах отсеки БРЭО выполнены из металлических сплавов, на серийных - из КМ.
Вертолет AH-64D является первым вертолетом армии США на котором смонтирован усовершенствованный датчик предупреждения о радиолокационным облучении ATRJ (Advanced Threat Radar Jammer).
На вертолетах AH-64D устанавливаются по два ГТД Дженерал Электрик Т700-701C. имеющие максимальную продолжительную мощность 1890 л. с. (1410 кВт). Двигателями Т700-701С оснащаются вертолеты АН-64А, начиная с 604-й машины. Прн отказе одного двигателя мощность другого увеличивается до 1940 л.с. (1450 кВт), что позволяет вертолету совершать горизонтальный полет на уровне моря с одним работающим ГТД при полетной массе до 7305 кг и температуре воздуха +50 град.С.
Основным оружием вертолета AH-64D являются ПТУР AGM-I14К. «Хеллфайр» II. Головка самонаведения ракеты должна быть «замкнута» на цель до схода ПТУР с направляющих, в то же время возможен и ввод координат цели и ее «захват» в уже запущенной ракете с помощью РЛС «Лонгбоу». В состав вооружения входят также и ПТУР «Хеллфайр» с лазерным наведением и НАР калибра 70 мм. Дополнительно на законцовках крыльев установлено но два пилона для подвески УР воздух-воздух «Стингер», Матра «Мистраль» или Шорт «Старстрик»; вместо четырех ракет предусмотрена подвеска двух более крупных УР AIM-9 «Сайду-индер». Стрелковое вооружение не претерпело изменений по сравнению с вертолетом АH-64А и включает одну 30-мм автомати-ческую пушку М230 «Чэйн Ган» на подфюзеляжной турели.
Самым тяжелым вариантом боевой нагрузки считается следующий: 16 ПТУР «Хеллфайр». 19 70-мм НАР. 600 снарядов к пушке. а также один подвесной топливный бак емкостью 870 л. В этом случае взлетная масса составляет примерно 9000 кг. боевой радиус действия 305 км с пребыванием в районе боевых действий в течении 30 мин и 20-минутным навигационным запасом топлива.
Запас прочности планера вертолета Хьюз 77 (прототип вертолета АН-64А «Апач») рассчитан на максимальную взлетную массу порядка 10 т. поэтому дополнительного усиления конструкции в связи с увеличением массы пустого вертолета АН-64D не потребовалось.
Модель
«Апач Логбоу» в 72-м масштабе с недавних пор выпускает «Звезда». Это не оригинальная модель подмосковной фирмы, а копия Italery.
Знакомство с моделями «Звезды» я обычно начинаю с инструк-ции. Они часто таят в себе поразительные открытия. Вот и на сей раз я узнал, что вертолет AH-64D «на сегодняшний день один из наиболее мощных вертолетов», а его экипаж «хорошо защитен бронированной кабиной». Интересна оценка «мощный вертолет», то есть не двигатель, а вертолет. Я бы еще добавил, что «Апач Логбоу» отличается ловкостью и проворством, тоже ведь критерии... Вся бронезащита «Апача» любой модели - это кевларовые щитки по бокам кресел членов экипажа. Нет слов, «бронированная», однако кабина. Именно слабая защищенность от огня стрелкового оружия стала предметом критики «Апачей» в свете недавней операции в Ираке. Что же касается «мощности», то недостаточную скороподъемность «Лучников» давным-давно критикует сторонники «Супер Кобры».
Рисунки в инструкции на сей раз вполне внятные, имеется схема окраски и нанесения декалей. Декаль меня совершенно не обрадовала. она позволяет оформить модель в единственном варианте -один из вертолетов предсерийной партии. Хотелось бы. конечно, боевую машину.
Сам пластик ввел в уныние. «Звезде» удалось доработать итальянскую модель. «Апачи» от Итальери - далеко не шедевр, но качество отливок в оригинале вполне приемлемое. У «Звезды» с соблюдением технологии явные проблемы - облой, смещение половинок, швы по линии разъема формы - все есть. Масштаб дефектов далек от трагедии, но у Итала-то их не было. На качество накладываются изначальный минус модели - внешний крой расшивки. Прозрачными деталями даны фонарь кабины, стекло между передней и задней кабинами. АНО и посадочная фара. Качества «стекла» очень хорошее.
Теперь немного о копийности. Первым делом я стал смотреть все-таки не инструкцию, а хвостовой винт. У «Апачей» лопасти попарно разнесены в дух плоскостях, но все модельные фирмы упорно отливают четыре лопасти в одной плоскости. Итальери/Звезда. увы - не исключение. Непонятно совершенно, почему сие делается именно гак - технологических препятствий разнести лопасти и на модели нет никаких. Ассортимент подвесного вооружения - стандартный: восемь «Хеллфайров», два блока НАР и контейнеры под УР «Старстрик».
Сборка
Шпаклевка и наждачка - лучшие друзья при сборке модели. Порядок сборки, рекомендованный инструкцией выглядит странно. К примеру предлагается приклеить к поддону (дет 31а) пушку.
фару и передние опоры шасси. 11отом все это хозяйство можно вклеивать в фюзеляж. Поддон - не что иное, как часть днища. Будь модель «Хасегавой» такой вариант вполне мог пройти, но у нас ведь «звезда». Между поддоном и фюзеляжем остаются приличные щели, намекающие на необходимость шпаклевки. В процессе зачистки шпаклевки пушка и стойки шасси отвалятся всенепременно. Впрочем, этот момент - единственный спорный в рекомендуемом порядке.
Зашкуривание крайне негативно влияет на внешний крой и «паровозные» заклепки, коими усыпана хвостовая балка. Восстанавливать все это хозяйство - себе дороже. Я имитировал раскрой обшивки окраской, об этом чуть ниже.
Если не брать в расчет нудную возню со шпаклевкой-шкуркой, то сборка проблем не представляет. Несущий винт я приклеивать не стал, он достаточно плотно сидит на валу и без клея. Кабина окрашивается до сборки, вооружение, несущий и хвостовой винты окрашивались отдельно. Явный минус отлитые заодно с пилоном половинки блоков НАР.
Окраска
Окраска примитивна - зеленый весь. Примитивно только на первый взгляд. Снимки изрядно полетавших «Апачей» позволяют сделать вывод о неважном качестве краски - облезает и выгорает почем зря. Я не ставил целью сделать потертый вертолет, в концс-концов - декаль дается на одну из первых машин, которая в строю не эксплуатировалась. Тем не мене, швы раскроя обшивки необходимо подчеркнуть, особенно если швы местами исчезли совсем и навсегда. «Подчеркивал» я швы уже наробатанной простейшей технологией тонирования под окраску. Технология, конечно, простейшая. но времени требует ого-ого. Вся хвостовая балка и часть фюзеляжа потихоньку залеплялась прямоугольничками тамисвской ленты, чистый пластик оставался только в мест ах швов. Через пару-тройку часов моделька приобрела забавный внешний вид. Вид модели стал еще более забавным после окраски в черный цвет и снятия масок - эдакий забороподобный камуфляж. Теперь осталось задуть вертолет зеленой краской, я использовал краску фирмы АКАП. Тонированием масляной краской не увлекался, но затер борта и хвостовую балку натертыми в иудру карандашами светло-зеленого и желтого цвета.
Лопаст и «Апачей» окрашены в темно-серый, а не в черный цвет. Помимо цвета лопастей инструктор напутал и с закониовками - у «Апачей» концы лопастей не окрашиваются в желтый цвет. Вся лопасть однотонная.
Декаль - яркая, легко читается, подложка - гонкая. Серебрится эта самая подложка просто ужасно, сводя на нет все качество рисунка. На вертолетах армии США блестят только стекла, сам планер имеет глубоко матовый цвет.
Копийность
Геометрических отклонений от чертежа я не обнаружил, а вот по мелочи на модель много чего можно добавить. Не хватает 2/3 ручек-поручней, нескольких антенн, в том числе гибкой штыревой на верхушке киля. Примитивность втулок винтов, на мой взгляд, недостатком не является: это все-таки 72-й масштаб. Зато дополнить пушку ограждением и рукавом подачи боеприпасов не помешало бы. Великоват нож для резки проводов на фонаре кабины.
Автор: Михаил Никольский (г. Москва)
Источник: Журнал "Масштабные модели №30"