Патрульный катер проекта 03160 Раптор Arma Models

Вертолёт AH-64D от Звезды

Вертолёт AH-64D от Звезды

Вертолёт AH-64D от Звезды в масштабе 1/72

О начале полномасштабной разработки варианта вертолета «Апач», оснащенного РЛС управления огнем и ПТУР AGM-114L «Хел-лфайр» II с радиолокационным наведением, Пентагон объявил в декабре 1990 г.; модификация вертолета получила обозначение АН-64D «Апач Лонгбоу». Первый полет вертолета АН-64А (серийный номер 82-23356) с массогабаритным макетом РЛС «Лонгбоу» состоялся 11 марта 1991 г. 15 апреля 1992 г. совершил первый полет первый из шести опытных вертолетов «Апач Лонгбоу» (серийный номер 89-0192). Действующая РЛС «Лонгбоу» впервые была установлена на втором прототипе (серийный номер 89-0228) летом 1993 г. Все шесть опытных вертолетов AH-64D были вновь построенными машинами. Последние два прототипа не имели РЛС и первоначально обозначались АН-64С (индекс «С» отменен в 1993г., все модернизированные вертолеты получили обозначение AH-64D).

Впервые установка РЛС в полевых условиях была продемонстрирована в июне 1994г. Первые испытательные пуски ПТУР «Хеллфайр»II с вертолетов AH-64D состоялись в июне 1994 г. В январе-марте 1995 г. шесть опытных вертолетов проходили первоначальные эксплуатационные испытания, представляющие собой финальный этап испытаний новой системы перед ее принятием на вооружение армии США. О начале переоборудования вертолетов АН-64А в вариант AH-64D министр обороны Пол Камински объявил 13 октября 1995 г. Изначальными планами предусматривалась модернизация всех вертолетов АН-64А, имеющихся в вооруженных силах США. в вариант AH-64D, оснащенный РЛС «Лонгбоу». Программа закупок неоднократно не-

ресматривалась, как по срокам модернизации. так и по количеству оснащенных РЛС вертолетов. Согласно планам министерства обороны модернизация вертолетов АН-64А в AH-64D должна завершится в 2008 г.

Вертолёт AH-64D от Звезды

Первым подразделением армии США. получившим на вооружение вертолеты АН-640, стала рота «С» батальона 1-227. дислоцирующаяся в Форт-Худе, штаг Техас. Летчики роты приступили к тренировочным полетам на вертолетах АН-641) в июле 1997 г. Состояния оперативной готовности подразделение. получившее название «Фест Тим» («Первая Команда») достигло в декабре 1997 г. Второй батальон 101-го авиационного полка армии США. вооруженный боевыми вертолетами АН-641) «Апач Лон-гбоу». доспи состояния боеготовности 28 октября 1999 г. после восьмимесячного переучивания. Первым подразделением боевых вертолетов Боинг AH-64D «Апач Лон-гбоу» армии США, развернутым в Западной Европе, стала 6-я эскадрилья 6-го кавалерийского батальона 11-го авиационного полка. Эскадрилья вернулась к постоянному месту дислокации в Иллисхейме, Германия, 22 июля 2002 г. после девятимесячной переподготовки на вертолеты AH-64D в Форт-Худе. США. шт. Техас. На вооружении эскадрильи состоит 21 вертолет данного типа - ранее в каждой из трех рот эскадрильи имелось по восемь вертолетов АН-64А «Апач». В настоящее время в армейской авиации США введены новые штаты - по семь боевых вертолетов в роте.

Ключевым фактором программы разработки вертолета АH-64D «Апач Лонгбоу» стала интеграция в систему управления оружием ПТУР «Хеллфайр» с радиолокационной системой наведения и РЛС уп-

равления огнем миллиметрового диапазона «Лонгбоу». Фирма Мартин-Мариэтта (в настоящее время Локхид Мартин) отвечала за разработку ПТУР. а фирма Нортроп Грумман - за РЛС «Лонгбоу».

РЛС «Лонгбоу» включает антенну, расположенную в надвтулочном обтекателе, и программируемый процессор. РЛС может сканировать пространство площадью 50 кв. км и способна обнаруживать до 1024 потенциальных целей, 128 из них могут быть классифицированы одновременно (доработка программного обеспечения позволяет увеличить данное число до 256). Предусмотрено выделение в соответствии с заданными критериями (например: приоритет гусеничных машин перед колесными: движущихся целей но отношению к неподвижным и т.д.) из 128 целей шестнадцати, представляющих наибольшую угрозу. РЛС способна только классифицировать цели, но не идентифицировать. По заявлениям официальных лиц, отвечающих за разработку системы «Лонгбоу», станция способна отли-чать колесную технику от гусеничной или от систем ПВО, но не более того. Движущиеся объекты обнаруживаются РЛС на расстоянии 8000 м, неподвижные - 6000 м: определяется расстояние до объекта, его скорость и направление движения. Отмечаются определенные проблемы с поиском стационарных объектов. РЛС «Лонгбоу» имеет режим сопровождения воздушных целей. Шина данных РЛС MIL-STD 1760 допускает обмен информацией с интерфейсом ATAS, используемым в УР воздух-воздух «Стингер». РЛС и система управления огнем способна выдавать данные о целях и осуществлять пуск ракет через 30 с после включения станции.

В значительной степени, модернизации подверглось бортовое электронное оборудование вертолета; изменена архитектура построения БРЭО. Применение четырех шин данных MIL-STD 1553В (каждая с двукратным резервированием) позволило значительно сократить протяженность электропроводки и реализовать «цифровой борт». Электрические провода шин данных изготовлены из более легкого сплава, чем электропровода БРЭО вертолета АН-64 А. Благодаря цифровой архитектуре БРЭО стало возможным выполнить приборное оборудование по принципу «стеклянной кабины». В каждой кабине установлено по два многофункциональных дисплея размером 15x15 см фирмы Эллайд Сигнал; на опытных вертолетах АН-641) дисплеи на электронно-лучевых трубках были монохромные. на серийных - устанавливаются цветные на жидких кристаллах. В верхней части приборной доски кабины пилота установлен прямоугольный дисплей меньшею размера, разработанный фирмой Лит-тон Кэнада. Общее количество переключателей в каждой кабине сокращено с 1200 на вертолете АН-64А до 200 на вертолете АН-640. Все дисплеи и нашлемные прицелы используют усовершенствованную «растровую» технологию генерации символов. В перспективе предусмотрена возможность вывода на многофункциональные дисплеи цифровой карты местности.

Вертолёт AH-64D от Звезды

В результате модернизации приборного оборудования и органов управления вертолетом в значительной мере упростился процесс пилотирования с места оператора вооружения, а летчик получил возможность применять весь ассортимент вооружения.

На вертолете AH-64D вместо допплеровской навигационной системы AN/ASN-137 (применяется на вертолетах АИ-64А) установлена допплеровская система AN/ ASN-157. имеющая лучшие характеристики. В перспективе вертолеты будут оснащены трехкоординатыми инерциальными

навигационными системами. Только после установки ПНС вертолет станет действительно «круглосуточным» и «всепогодным». Дрейф допплеровской системы AN/ASN-128 составляет 6 м/мин; комбинированная навигационная система вертолета АН-64Г) способна в любой момент времени определять местоположение с точностью до 10 м.

Американские специалисты рассматривают как революционный шаг установку усовершенствованной системы передачи данных IDM (Improving Data Modem). В системе IDM используется вновь разработанный переменный формат сообщения на основе протокола 18820, что позволяет объединить в единую информационную систему вертолеты AH-64D, OH-58D, RAH-66, UH-60C «С+С Hawk», самолеты RC-135 «Rivet Joint», E-8 J/STARS, батальонные тактические оперативные центры и бронетехнику.

Скорость передачи информации системой IDM 16 кБит/с. Система передачи информации в реальном масштабе времени вертолета AH-64D реализует три принципа: цифровой формат, многоканальность, секретность (используются системы «Have Quick» и SINCGARS). Планируется доработать систему передачи данных так, чтобы стало возможным транслировать видеоинформацию.

Вертолёт AH-64D от Звезды

Оптико-электронная система TADS/ PNVS вертолета АН-641) практически не претерпела изменений, однако ее характеристик считаются неудовлетворительными и существуют планы её замены на анало-гичную по назначению систему, разрабатываемую для вертолета RAH-66. В ходе учений «Fosty Apache», проводившихся в начале 90-х годов экипажи вертолетов из-за плохой погоды не могли эффективно пользоваться ПК системой обзора; удовлетворительные результаты дало только использование очков ночного видения совместно с системой FLIR. Фирма Хьюз Электро-Оптикэл Системз ведет работы по созданию дублированной модульной системы прицеливания и целеуказания/ночного пилотирования Сайлент Эрроу, предназначенной для замены системы TADS/PNVS вертолета АН-64 «Апач», В системе Сай-лент Эрроу используется технология усиления инфракрасного изображения; подобная технология позволит обеспечить радиус действия системы, больший, чем у системы управления оружием вертолета АН-641) «Апач Лонгбоу», а также более высокую четкость изображения.

Для питання дополнительного электройного оборудование на вертолете «Апач Лонгбоу» установлен новый электрогенератор мощностью 90 кВА.

Из-за возросшего количества авионики пришлось увеличить объем отсеков БРЭО. Поскольку необходимые свободные пространства в планере вертолета отсутствуют, отсеки с БРЭО оборудованы снаружи бортов передней части фюзеляжа. Бортовые отсеки с более развитыми «щеками», наряду с надвтулочной антенной РЛС «Лонгбоу», являются характерным внешним отличием вертолета АН-641) от вертолета АН-64А. На предсерийных вертолетах отсеки БРЭО выполнены из металлических сплавов, на серийных - из КМ.

Вертолет AH-64D является первым вертолетом армии США на котором смонтирован усовершенствованный датчик предупреждения о радиолокационным облучении ATRJ (Advanced Threat Radar Jammer).

Вертолёт AH-64D от Звезды

На вертолетах AH-64D устанавливаются по два ГТД Дженерал Электрик Т700-701C. имеющие максимальную продолжительную мощность 1890 л. с. (1410 кВт). Двигателями Т700-701С оснащаются вертолеты АН-64А, начиная с 604-й машины. Прн отказе одного двигателя мощность другого увеличивается до 1940 л.с. (1450 кВт), что позволяет вертолету совершать горизонтальный полет на уровне моря с одним работающим ГТД при полетной массе до 7305 кг и температуре воздуха +50 град.С.

Основным оружием вертолета AH-64D являются ПТУР AGM-I14К. «Хеллфайр» II. Головка самонаведения ракеты должна быть «замкнута» на цель до схода ПТУР с направляющих, в то же время возможен и ввод координат цели и ее «захват» в уже запущенной ракете с помощью РЛС «Лонгбоу». В состав вооружения входят также и ПТУР «Хеллфайр» с лазерным наведением и НАР калибра 70 мм. Дополнительно на законцовках крыльев установлено но два пилона для подвески УР воздух-воздух «Стингер», Матра «Мистраль» или Шорт «Старстрик»; вместо четырех ракет предусмотрена подвеска двух более крупных УР AIM-9 «Сайду-индер». Стрелковое вооружение не претерпело изменений по сравнению с вертолетом АH-64А и включает одну 30-мм автомати-ческую пушку М230 «Чэйн Ган» на подфюзеляжной турели.

Самым тяжелым вариантом боевой нагрузки считается следующий: 16 ПТУР «Хеллфайр». 19 70-мм НАР. 600 снарядов к пушке. а также один подвесной топливный бак емкостью 870 л. В этом случае взлетная масса составляет примерно 9000 кг. боевой радиус действия 305 км с пребыванием в районе боевых действий в течении 30 мин и 20-минутным навигационным запасом топлива.

Запас прочности планера вертолета Хьюз 77 (прототип вертолета АН-64А «Апач») рассчитан на максимальную взлетную массу порядка 10 т. поэтому дополнительного усиления конструкции в связи с увеличением массы пустого вертолета АН-64D не потребовалось.

Модель

Вертолёт AH-64D от Звезды

«Апач Логбоу» в 72-м масштабе с недавних пор выпускает «Звезда». Это не оригинальная модель подмосковной фирмы, а копия Italery.

Знакомство с моделями «Звезды» я обычно начинаю с инструк-ции. Они часто таят в себе поразительные открытия. Вот и на сей раз я узнал, что вертолет AH-64D «на сегодняшний день один из наиболее мощных вертолетов», а его экипаж «хорошо защитен бронированной кабиной». Интересна оценка «мощный вертолет», то есть не двигатель, а вертолет. Я бы еще добавил, что «Апач Логбоу» отличается ловкостью и проворством, тоже ведь критерии... Вся бронезащита «Апача» любой модели - это кевларовые щитки по бокам кресел членов экипажа. Нет слов, «бронированная», однако кабина. Именно слабая защищенность от огня стрелкового оружия стала предметом критики «Апачей» в свете недавней операции в Ираке. Что же касается «мощности», то недостаточную скороподъемность «Лучников» давным-давно критикует сторонники «Супер Кобры».

Рисунки в инструкции на сей раз вполне внятные, имеется схема окраски и нанесения декалей. Декаль меня совершенно не обрадовала. она позволяет оформить модель в единственном варианте -один из вертолетов предсерийной партии. Хотелось бы. конечно, боевую машину.

Сам пластик ввел в уныние. «Звезде» удалось доработать итальянскую модель. «Апачи» от Итальери - далеко не шедевр, но качество отливок в оригинале вполне приемлемое. У «Звезды» с соблюдением технологии явные проблемы - облой, смещение половинок, швы по линии разъема формы - все есть. Масштаб дефектов далек от трагедии, но у Итала-то их не было. На качество накладываются изначальный минус модели - внешний крой расшивки. Прозрачными деталями даны фонарь кабины, стекло между передней и задней кабинами. АНО и посадочная фара. Качества «стекла» очень хорошее.

Теперь немного о копийности. Первым делом я стал смотреть все-таки не инструкцию, а хвостовой винт. У «Апачей» лопасти попарно разнесены в дух плоскостях, но все модельные фирмы упорно отливают четыре лопасти в одной плоскости. Итальери/Звезда. увы - не исключение. Непонятно совершенно, почему сие делается именно гак - технологических препятствий разнести лопасти и на модели нет никаких. Ассортимент подвесного вооружения - стандартный: восемь «Хеллфайров», два блока НАР и контейнеры под УР «Старстрик».

Вертолёт AH-64D от Звезды

Сборка

Шпаклевка и наждачка - лучшие друзья при сборке модели. Порядок сборки, рекомендованный инструкцией выглядит странно. К примеру предлагается приклеить к поддону (дет 31а) пушку.

фару и передние опоры шасси. 11отом все это хозяйство можно вклеивать в фюзеляж. Поддон - не что иное, как часть днища. Будь модель «Хасегавой» такой вариант вполне мог пройти, но у нас ведь «звезда». Между поддоном и фюзеляжем остаются приличные щели, намекающие на необходимость шпаклевки. В процессе зачистки шпаклевки пушка и стойки шасси отвалятся всенепременно. Впрочем, этот момент - единственный спорный в рекомендуемом порядке.

Зашкуривание крайне негативно влияет на внешний крой и «паровозные» заклепки, коими усыпана хвостовая балка. Восстанавливать все это хозяйство - себе дороже. Я имитировал раскрой обшивки окраской, об этом чуть ниже.

Если не брать в расчет нудную возню со шпаклевкой-шкуркой, то сборка проблем не представляет. Несущий винт я приклеивать не стал, он достаточно плотно сидит на валу и без клея. Кабина окрашивается до сборки, вооружение, несущий и хвостовой винты окрашивались отдельно. Явный минус отлитые заодно с пилоном половинки блоков НАР.

Вертолёт AH-64D от Звезды

Окраска

Окраска примитивна - зеленый весь. Примитивно только на первый взгляд. Снимки изрядно полетавших «Апачей» позволяют сделать вывод о неважном качестве краски - облезает и выгорает почем зря. Я не ставил целью сделать потертый вертолет, в концс-концов - декаль дается на одну из первых машин, которая в строю не эксплуатировалась. Тем не мене, швы раскроя обшивки необходимо подчеркнуть, особенно если швы местами исчезли совсем и навсегда. «Подчеркивал» я швы уже наробатанной простейшей технологией тонирования под окраску. Технология, конечно, простейшая. но времени требует ого-ого. Вся хвостовая балка и часть фюзеляжа потихоньку залеплялась прямоугольничками тамисвской ленты, чистый пластик оставался только в мест ах швов. Через пару-тройку часов моделька приобрела забавный внешний вид. Вид модели стал еще более забавным после окраски в черный цвет и снятия масок - эдакий забороподобный камуфляж. Теперь осталось задуть вертолет зеленой краской, я использовал краску фирмы АКАП. Тонированием масляной краской не увлекался, но затер борта и хвостовую балку натертыми в иудру карандашами светло-зеленого и желтого цвета.

Лопаст и «Апачей» окрашены в темно-серый, а не в черный цвет. Помимо цвета лопастей инструктор напутал и с закониовками - у «Апачей» концы лопастей не окрашиваются в желтый цвет. Вся лопасть однотонная.

Декаль - яркая, легко читается, подложка - гонкая. Серебрится эта самая подложка просто ужасно, сводя на нет все качество рисунка. На вертолетах армии США блестят только стекла, сам планер имеет глубоко матовый цвет.

Revell AH-64D

Копийность

Геометрических отклонений от чертежа я не обнаружил, а вот по мелочи на модель много чего можно добавить. Не хватает 2/3 ручек-поручней, нескольких антенн, в том числе гибкой штыревой на верхушке киля. Примитивность втулок винтов, на мой взгляд, недостатком не является: это все-таки 72-й масштаб. Зато дополнить пушку ограждением и рукавом подачи боеприпасов не помешало бы. Великоват нож для резки проводов на фонаре кабины.

Автор: Михаил Никольский (г. Москва)

Источник: Журнал "Масштабные модели №30"

29 июня 2016, 04:27 СтатьиRudic6838RSS
Оставьте комментарий!

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.