Реализм - понятие не только философское
В процессе счастливого процесса моделирования часто
появляется необходимость сделать что-то не так или не совсем так.
как это делает большинство коллег. Побуждающие мотивы различны
-начиная, наверное, с неудовлетворенностью качеством деталей из
набора и заканчивая... Впрочем, творчество - понятие бесконечное.
После такого довольно сентиментального вступления позвольте
поделится некоторыми технологиями, проверенными на практике и вроде
не особенно «засвеченными» в литературе о нашем хобби.
Как выполнить дюралевую обшивку на моделях самолетов.
Чаще всего наружные панели обшивки (или ее часть), люки «железных» самолетов выполнены из дюраля. Материал этот бывает разной степени жесткости. но гем нс менее он довольно пластичен и при механической обработке (сверлении. клепке, выколачивании) редко сохраняет теоретические контуры какой-либо части самолета. Причем ненагруженные части панелей обшивки обычно изготовлены из довольно тонкого листа. В процессе эксплуатации механические и аэродинамические нагрузки не способствуют разглаживанию «кожи» крылатых машин. Все это приводит к тому, что гладкой поверхность не бывает и раскрой листов обшивки на Вашей модели, пусть правильный и неглубокий - полдела в воспроизведении правды жизни. Конечно, толстые панели на крыле сохраняют теоретические обводы почти идеально. А вот американские бомберы 40-50-х годов несли на фюзеляже и рулях очень тонкую обшивку. Для серебристых «стрел» 50-60-х годов это просто весьма показано - модели после доработки обшивки и тонировки воспринимаются коллегами совершенно восторженно! Особенно это актуально для больших «размерчиков» - от 1/48 и крупнее. Разработчики моделей обычно нс усложняют себе жизнь и имитация «игры» обшивки - скорее, большое исключение, чем правило (счастливый пример попытки -Ту-2 от ICM в 1/72).
Первый этап работы - изучение фотографий прототипа. Далее скребком жестко заданные линии кроя обшивки модели «заваливаются», но не «на нет» -важно сохранить две четкие линии кроя внизу (см. рис.1). Если крой наружный или внутренний, но не устраивает его качество (широкий, слишком глубокий) -выводите его полностью, но тогда потом придется выполнить его заново. Мелкой наждачной бумагой проходимся по всем линиям кроя и участкам у имитации крепежа панелей. Следует стремиться придать ту степень рельефности, которую дают фото. Но не стоит проявлять особое рвение - важно скорее наметить рельеф. Наружную клепку в 90% случаев лучше также удалить. Далее модель или ее фрагменты зачищаются, полируются и производится накатка «заклепочных» швов с помощью часовых шестеренок с различным шагом, за один проход. Усилия накатки подбираются на негодном, но похожем по качеству пластике. На фото отражены три этапа этой процедуры: 1- исходная деталь, 2- вид после обработки кроя, 3- итог. Для наглядности обработка несколько утрирована.
Контроль под косыми лучами освещения (но не косым взглядом), возможная правка и у вас в руках после окраски - действительно маленький самолет!
Дадим водителям и пассажирам по мягкому месту!
Имитация кожаной обшивки всевозможных сидений методами литьевой технологии чаще всего не вполне убедительна. Где тоненькие складочки, морщины?
Нижеследующий способ применен коллегой и моим «товарищем по оружию» Сергеем Шепаксовым и выглядит очень натурально. Годится, в принципе, для сидений разного типа. Единственное «но» - материал обивки не очень хорошо держит краску и потому способ не жела-
телен. если в процессе жизни модели возможны всяческие шкрябания по сиденью, выполненному таким манером.
Суть проста - производится обшивка подушек сидения, которые лучше изготовить специально, а штатные - удалить. Можно, конечно, просто оклеить «штатную» подушку. Материал - тонкий упаковочный полиэтилен. Бумага и фольга не годятся. Чем меньше масштаб, тем более тонкий полиэтилен следует применить. Клей - циакрин. Желательно полиэтилен перед обивочными работами размять. как бумагу. Сначала оклеиваем более короткие грани подушки сидения, затем - длинные, аккуратно подравнивая обивочный материал. Излишки полиэтилена обрезаются. После «обивки» подушка аккуратно окрашивается и вклеивается в каркас кресла. Терпение, вкус и мера в воспроизведении - ваши союзники в работе. В результате можно получить имитацию изношенной (см. фото) и даже порванной обивки. Результат - еше раз замечу - очень и очень! С помощью это-го-же полиэтилена можно имитировать брезент на моделях техники.
Что в зеркале тебе моем...
Повсеместно имитацию различных зеркал выполняют из фольги, а то и просто зеркальную поверхность имитируют «серебрянкой». Сергея Шепаксова эти варианты не устроили. Оказалось, что несравненно лучший результат получается, если зеркала вырубать в помощью соответствующих по форме пробойников из елочных украшений (ниточки «дождя», например) выполненных из металлизированного пластика. Совершенно гладкая зеркальная поверхность практически идеально подходит для имитации любых зеркал. Ниже - еще несколько «ноу-хау» от Сергея.
Стать жестянщиком - это просто!
Толчком к освоению вышеуказанной профессии послужила работа над «звез-динским» «Цундаппом». Крылья мотоцикла из набора выглядели не совсем убедительно. Взяв фольгу от теплоизоляции холодильника «Саратов», удалось выдавить на листе войлока металлические аналоги, подравнять их наждачкой и испытать глубокое удовлетворение от полученного итога. Выдавливание - почти скульптурный процесс. В качестве инструмента применялись деревянные палочки, спички с плотными ватными тампонами в роли давящей г оловки. Нет старого холодильника - придется поэкспериментировать и найти подходящий материал заготовки. В случае гиражирования одной и гой же детали можно использовать матрицы. При их изготовлении базой послужи! внешняя поверхность штатной детали набора, «отпечатанная» в материале матрицы.
Таким же образом можно выполнить всевозможные капоты (см. фото), лючки, шанцевый инструмент: лопаты (см.фото), как штыковые, так и совковые в сочетании с деревянным черенком - это то. что нужно!
Чтобы руки не скользили...
Если посмотреть на резиновые или пластиковые рукоятки на руле мотоцикла, ручке управления самолетом, на всевозможных рычагах, что охватывает рука человеческая, то легко увидеть, что они имеют рифление. Обычно в виде сетки или полос. Воспроизвести их на модели можно, однократно прокатав маленькую рукоятку по надфилю с подходящим рисунком. Усилие и повторяемость подбирается, как обычно, на отходах. Причем целесообразней накатать рукоятку, выполненную из заранее изготовленной «тянучки» - такие заготовки я отсканировал. а дальше отрезать необходимый по длине кусочек и приклеить его, например, на руль Вашею маленького мотоцикла. Если бы фигурка мотоциклиста из набора могла, она бы произнесла: «спасибо!».
При работе над моделью, я обычно для наглядности можно выбираю в сети фильм про данную модель и начинаю в процессе сборки модели. Очень интересно узнать про историю создания техники, модель которой ты собираешь в данный момент.
Автор: Александр Борискин (Саранск)
Источник: Журнал "Масштабные модели №17"