Окраска телесных элементов фигур
Окрашивая фигурки красками Hambrol, Revell, и др. мы сталкиваемся с проблемами при окраске лица и рук. После наблюдений и экспериментов, я пришел к выводу, что это происходит потому, что эти краски сохнут слишком долго, а накладывание нескольких слоев приводит к скрытию черт лица, либо очертаний рук.
Методика «сухой кисти» так же нс давала удовлетворительного эффекта, так как элементы, которые сначала окрашены, а затем протерты «сухой кистью» становились бугристыми. Просматривая западные журналы для моделистов, я был поражен тщательно покрашенными лицами, руками и другими частями тела фигурок. Оказалось, что известные «фигуристы», такие как Майк Гуд, Билл Хопан, Франкос Верлинден окрашивают эти части своих фигурок художественными масляными красками для пластика.
После анализа одного из номеров "Verlinden Magazin”, я решил попробовать покрасить ими свои фигурки.
Эффект превзошел все ожидания. Масляная краска оказалась чрезвычайно привлекательным материалом, позволяющим очень долго «передвигать» ее но окрашиваемой детали. Она имеет много плюсов, таких как: минимальное ее количество использующееся при окраске, большой период времени в течение которого можно корректировать окрашенные элементы (коррективы можно выполнить даже в следующие после окраски дни!).. Кроме вышеперечисленных плюсов, краска имеет минусы. Наиболее существенный из них это очень длительный период высыхания, продолжающийся, в зависимости от температуры, вплоть до четырех дней. Существенным фактором является так же и цена.
Хотел бы поделиться информацией, полученной в ходе окраски фигурок масляными красками. Начну с базовых сведений. Художественные масляные краски можно найти в магазинах предлагающих материалы и аксессуары для художников либо в магазинах канцелярских товаров. В первых можно купить краски начиная с питерских красок. а так же китайские, итальянские, английские Winsor и Newton, французские Рeblo и заканчивая голландскими производства знаменитой фирмы Talens. Эти последние выпускаются в двух сериях: более дешевой - Ван Гог и более дорогой - Рембрандт.
Набор цветов для окраски лица и частей тела, следующий:
- Burnt siena - жженая сиена
- Yellow ochre - желтая охра
- Cadmium yellow - желтый кадмий
- Titanium white - титановые белила
Лично я пользуюсь красками Talens либо Winsor и Newton. Тюбика краски объемом 17 мл хватает на несколько лет, крашу так же французскими и польскими красками. китайские краски для меня тайна и вероятно такими и останутся.
Окраска
1. Первый шаг это накладывание базовой краски на детали которые будем затем окрашивать масляными красками. Как основу советую использовать акриловые краски, ввиду того, что уже через несколько минут они подсыхают и можно начать первый этап окраски масляными красками. Типичная модельная краска, например Нambrol, учитывая вероятность ее растворения масляными красками, должна хорошо высохнуть - три-четыре дня. Одним из лучших цветов для «подкладки» является песчаный.
2. Следующий шаг - смешивание двух цветов: жженой сиены и желтой охры. Здесь я нс буду давать никаких советов, но смешивание этих двух цветов должно дать в результате оттенок примерно соответствующий краске Hambrol № 62. Если полученный цвет будет несколько темнее, то его можно будет скорректировать на более позднем этапе. Смешанные краски должны иметь консистенцию густой пасты. Такая краска накладывается довольно толстой и жесткой кистью, стараясь покрыть окрашиваемый элемент как можно более тонким слоем. Результатом окраски должна стать деталь с довольно однородным покрытием, но с большим количеством следов - канавок от кисти. Теперь начинаем самый важный этап окраски, от которого во многом зависит конечный эффект. Используя от нескольких. до несколько десятков кистей, снимаем ими излишки краски движениями в направлении к задней части головы и далее к волосам, пилотке либо шлему, стараясь, что бы щеки, нос и лоб стали очень гладкими и однотонными. Большое количество кистей необходимо потому, что уже после нескольких движений кисть полна краски, и ее необходимо заменить. Кисти вымытые в растворителе необходимо долго и тщательно просушивать, так как использование их сразу же после отмывки приводит к смыванию краски, а не к ее распределению по окрашиваемой детали. Удаление излишков краски и ее равномерное распределение -процесс, требующий большого количества времени.
3. Очередной шаг - это накладывание краски кадмий желтый. Для ее накладывания применяется нейлоновая кисть для ретуши №1 либо 2. Краска накладывается на места, которые хотим осветлить, например лоб, нос. скулы, подбородок и так далее. Нс следует перебарщивать с количеством таких мест, чтобы позже все краски смогли смешаться в один оттенок. Деталь с наложенной краской отставляем на 15-30 минут, для того чтобы она подсохла, и два слоя соединились. По прошествию этого времени начинаем «распределение» желтой краски. Для этой цели можно использовать кисть средней жесткости № 0-1. Уже после нескольких аккуратных движений, видно, что краска смешивается довольно слабо и ее можно «передвигать» в разных направлениях. На этом этапе окраски следует стараться добиться очень мягкого перехода между двумя цветами, чтобы получить два телесных оттенка. Следует помнить, о том, что через определенное время необходимо менять кисти. Слишком редкая их смена приводит к слишком небольшой разнице между цветами. Конечным эффектом будут два оттенка тела, возможно несколько театральные. но с мягкими переходами.
4. Последний этап - это наложение белой краски (титановые белила) способом, описанным выше, однако на меньшее количество мест. После очередных 15-30 минут начинаем соединение красок, короткими, аккуратными движениями кисти. На этом этапе следует очень часто их менять. Добавление титановых белил можно повторять до получения эффекта, который пас удовлетворит.
Описанный способ возможно покажется довольно сложным и утомительным, но получаемый эффект вознаграждает потраченные на него усилия.
Эффект растительности на лице передается с помощью краски raw umber - умбра натуральная. Эту краску накладываем в места растительности на лице и по прошествии нескольких минут смешиваем описанным выше способом. Использование слишком большого количества краски может привести к ненатуральному изменению цвета тела. После высыхания масляной краски можно переходить к рисованию глаз, губ и тому подобное. Глаза рисуются следующим образом. Вся глазница окрашивается черным, например краской Hambrol № 85, а после ее высыхания рисуется белок глаза белой масляной титановой краской. Следует помнить, что зрачок не должен размешаться по центру глаза, так как это дает эффект «выпученных глаз». По моему опыту наилучший эффект достигается если слегка спрятать зрачок под веками (примерно 1/3 зрачка). Губы красятся используя краску жженая сиена + титановые белила. Масляные краски после высыхания довольно устойчивы к истиранию, но немного блестят, чтобы избежать этого следует окрашенные детали покрыть матовым лаком.
Несколько практических советов
Масляные краски лучше всего смешивать на куске стекла, либо листе пластика. Бумажные карточки, либо картон не годятся для этой цели, так как впитывают масло.
На следующий день после окраски деталей лица и рук, следует полностью покрыть их акриловым лаком, а через 20 минут окрасить губы, зубы и волосы.
Источник: Журнал "Масштабные модели №25"