Патрульный катер проекта 03160 Раптор Arma Models

И-15бис от ICM. Журнал "Масштабные модели №13"

И-15бис от ICM. Журнал Масштабные модели №13

Статья вышла в журнале "Масштабные модели №13" от сентября 2003 года. Поэтому информация о модели уже может не отражать действительного положения вещей. Но в целом очень интересно и познавательно

Истребитель И-15 является дальнейшим развитием созданного в одной из первых «шарашек» Поликарповым и Григоровичем самолета И-5. В отличие от И-5. истребитель И-15 имел верхнее крыло с изломом в районе фюзеляжа -чайку. Считалось, что такой излом улучшает обзор из кабины летчика вверх-вперед. Кроме того, использование крыла типа «чайка» снижало индуктивное и лобовое сопротивление самолета. На И-15 поставили более мощную американскую «звезду» Райт «Циклон» Ф-3 (в советской технической документации было принято обозначение РЦФ-3). Двигатель РЦФ-3 развивал у земли мощность 625 л.с., в то время как стоявший на И-5 мотор М-22 развивал только 480 л.с. Летные испытания И-15 проводились в 1933 г., а в 1934 г. начался серийный выпуск истребителя сразу на двух заводах. И-15 стал основных истребителем ВВС РККА середины 30-х годов. Самолет завоевал любовь летчиков. Известный летчик-испытатель Марк Лазаревич Галлай вспоминал: «Это был очень легкий по весу, исключительно хорошо управляемый самолет, обладавший поразительной способностью держаться в воздухе едва ли не в любом положении». «Чайки» сражались в Испании, на Хасане, на Халхин-Голе. Полетным характеристикам И-15 превосходил итальянские бипланы Фмат GR-32 и германский Хейнкель He-51. Более грудным противником для И-15 стал японский И-95, в чем-то он превосходил «Чайку», в чем-то уступал. Для своего времени именно И-95 и И-15 стали лучшими истребителями мира.

И-15бис от ICM. Журнал Масштабные модели №13

Серийный выпуск И-15 в оригинальной конфигурации продолжался всего два года. С технологической точки зрения самолет оказался сложным для молодой советской авиапромышленности, большое число работников которой не имело достаточной квалификации. Из-за заводских дефектов на испытаниях головного серийного И-15 были подломаны стойки шасси, разрушилась моторама, отмечались случаи отрыва обшивки. Постепенно положение с качеством вы

пускаемых самолетов выправлялась, но теперь в судьбе самолета принял деятельное. возможно излишне деятельное, участие заказчик. Военные традиционно являются консерваторами, во многом такая позиция является обоснованной. Крыло с изломом вызывало жаркие споры даже в среде авиаконструкторов, а у военных - тем более. Представители заказчика отмечали ухудшение обзора вперед-вниз, что особенно важно при посадке, ухудшение путевой устойчивости. В уме-то. конечно, держался иной, самый главный, довод - во всем мире строят «нормальные» бипланы с прямым верхним крылом. Поликарпов упорно отстаивал чайку, однако в тот раз не преуспел... В 1935 г. его вынудили спроектировать вариант истребителя с обычным верхним крылом. В конце 1937 г. эта машина пошла в серию под обозначением И-15бис. Помимо установки новою крыла, на И-15бис улучшили капотирование двигателя, а перегрузочный для И-15 вариант вооружения из четырех пулеметов Г1 В-1 стал штатным. Масса истребителя возросла на 300 кг, при этом ухудшилась маневренность и летные характеристики. Тем не менее, И-15бис, как и его «родитель», вошел в число лучших истребителей-бипланов в истории авиации.

И-15бис от ICM. Журнал Масштабные модели №13

И-15бис отметились в Испании. Китае, в Монголии, важную роль эти самолеты сыграли в начальный период Великой Отечественной войны. Как истребитель, самолёт к концу 40-х годов устарел безнадежно: на смену бипланам во всем мире пришли скоростные монопланы. Зато И-15бис неплохо действовали по наземным целям. Верткий малоразмерный самолетик представ лял собой очень трудноуязвимую цель для зенитчиков противника. Пулеметное вооружение в полевых условиях усиливали РСами под крылом.

Модель

Модель И-15бис выпускает украинская фирма ICM. Качество изделий этой фирмы граднцион-но высокое. Модель И-15биc - не исключение. Заслуживает всяческого уважения подход производи геля к комплектации модели: красочная коробка с технически достоверным и великолепно выполненным с художественной точки зрения рисунком, инструкция в виде брошюры (!). «простыня» декали с кучей вариантов. аккуратная рамка с отливками. Все отливки расположены на одной рамке. чего удивляться - самолетик маленький. муха. Помимо традиционного колесного шасси есть возможность собрать модель на лыжах. Отдельно вложен прозрачный козырек фонаря кабины.

И-15бис от ICM. Журнал Масштабные модели №13

Облой на литниках присутствует, возможно. это объясняется относительной старостью пресс-формы. Тем не менее, даже на старых моделях известных запад

ных фирм облой найти крайне сложно. ICM же взяла очень высокую планку, так надо ее держать без скидок на древность пресс-формы. На некоторых деталях имеется небольшое смещение половинок. Первое впечатление - весьма благоприятное, а у меня осмотр модели вызвал даже восторг. Причина восторга - элементарна. рядом лежал шорт-рановский И-153 от «A-Модель». Было с чем сравнить.

Сборка

Сборка начинается с кабины. По уровню деталировки кабины модель скорее соответствует 48-му масштабу. Даны традиционные для 72-го масштаба кресло. ручка, педали, приборное доска плюс видимый в районе кабины силовой набор

фюзеляжа, но даже без рам проработка доски, педалей, ручки, кресла - это 48-й масштаб, уменьшенный до 72-го. Собирается, правда, вся эта красота не без проблем. мелкие детали требуют аккуратности. В инструкции к тому же показана приклейка приборной доски в положении вверх ногами. Склеил я кабину, вложил в половинку фюзеляжа, закрыл другой половинкой. Посмотрел сверху, да - видно лишь кусочек кресла, ручку и часть приборной доски. Жалко, потуги фирмы пошли почти в пустую. Так вот, сложил я половинки фюзеляжа и посмотрел не только на кабину, но и на хвост. Руль направления отлит заодно с половинкой фюзеляжа, другая половинка - обрезанная. Между килем «еврейской» половинки п рулем направления образовался зазор в миллимеI р-полтора, с другой же стороны, где руль отлит заодно с килем, линия расшивки в высшей степени аккуратна. Напрашивается вопрос: «Ну и зачем было высжнваться с деталировкой кабины, не лучше ли сделать отдельной деталью руль направления?» Равно как и кабина, не виден двигатель. Оно и к лучшему - сделан не очень. Винт можно установить как с коком, так и без оного. К сожалению, закрепить винт в подвижном состоянии можно только до установки двигателя на модель. Красить модель с воздушным винтом, как известно, сложнее. Я поставил винт уже на готовую модель. Именно поставил, поскольку посадка в системе «вал-отверстия» сделана с очевидным натягом.

И-15бис от ICM. Журнал Масштабные модели №13

При изготовлении моделей бипланов всегда возникает философский вопрос: «Когда красить, до установки верхнего крыла или после?» Я решил приклеивать верхнее окрашенное крыло к окрашенной модели. Поскольку речь в этой главке идет о сборке, то заметки о мучениях удобно привести здесь. Подкосы крыла подходят идеально и к верху, н к низу. Только вот нет в деталях столь обычных для моделей штыречков-дырочек, поэтому фиксируются подкосы только на клее. «Супер глю» встает мгновенно, но ошибку уже не исправить. Обычный клей позволяет корректпровач ь положение деталей по крайней мере в течении пары минут практически без последующей потери прочности соединения. Только вот конструкция, собранная на жидком клее «плавает». Монтаж верхней о крыла занял у меня времени едва ли не больше, чем сборка планера с движком. Конструкция вихляла, распадалась и т.д. В результате идеальные на отливках стыки крыла и подкосов оказались от идеала очень далеки. Здесь вполне уместно замечание насчет места, из которого руки растут или сходства рук с граблями. Оно. конечно, так, только вот при сборке бипланов у очень многих руки граблями становятся. Производителю все-таки стоило предусмотреть хоть какие-то пазики-шпенёчки. Отмучившись с крылом я вздохнул свободно. Зря радовался, натянуть растяжки оказалось ничуть нс легче, чем приклеить крыло. Наилучшим материалом для расчалок, на мой взгляд, является нитка, выдернутая из женских колготок. Тонкая, прочная, эластчиная, пыль на ней не собирается. Крепление растяжек продумано ничуть не лучше, чем крепление верхнего крыла. В добавок, в инструкции нет схемы крепления расчалок (разве что считать за схему вид спереди и многочисленные боковики с окраской). В плане распознавания мест крепления ниточек сильно помогает картинка с коробки.

Модель я делал на лыжном шасси. Тут есть одна тонкость, о которой при установке самолета на колеса как-то не задумываешься - все лыжи должны находится в одной плоскости. Достигается это просто. Как только клей чуть схватиться, модель ставится на ровную поверхность, лыжи при этом занимают естественное «аэродромное» положение. Только надо еще проследить за параллельностью их осей продольной оси самолета.

Честно говоря, впечатление от сборки сложилось не в пользу ICM. Так часто бывает, когда самолетик из сделанного по самым высоким стандартам набора коробка+декаль+инструкция+отлив-ка вдруг не собирается на щелчке. И все же ICM на порядок лучше чем А-модель.

И-15бис от ICM. Журнал Масштабные модели №13

Окраска

Я делал машину периода зимы 1941-1942 г.г., отсюда - лыжное шасси, винт без кока. Ну и конечно соответствующая окраска: белый верх, голубой низ. Металлический капот двигателя и обшивка в районе кабины тонировались графитовой пудрой, по всем линиям расшивки (внутренней и аккуратнейшим образом сделанной) прошелся жидкой масляной краской черного цвета. Расшил заодно черной краской и поверхности управления. Методом сухой кисти серо-зеленой краской были обработаны ребра нервюр и стрингеров (провисание обшивки на модели выполнено весьма реалистично).

Как я уже отмечал, верхнее крыло приклеивалось в окрашенном виде к окрашенному самолету. После монтажных работ и натяжки расчалок пришлось закрашивать «следы эксплуатации). Окончательный штрих - наклейка на капот пары стяжных лент, вырезанных из фольги.

Кстати в инструкции приведено не много ни мало, а десять вариантов окраски и на все есть декали. Декад и по качеству исполнения великолепны. Подложка почти не серебрится, тонкая. Цвета рисунков насыщенны. Об укрывистости мне судить трудно, поскольку красный цвет на белом фоне критерием для оценки укрывистости являться не может.

И-15бис

Копийность

Явных отклонений модели от чертежа нет, но отдельные мелочи выглядят не совсем достоверно, в частности - некие выступы в верхнем и нижнем крыле, к которым крепятся расчалки. Выступы на самолете действительно были, но иной формы и несколько в других местах. Толстоваты подкосы стабилизатора, основные и хвостовая опоры шасси проработаны не так хорошо, как собственно самолет. Если брать вариант на лыжах, то следует отметить полное отсутствие амортизаторов, которые «связывали» лыжи с нижней частью капота двигателя.

Автор:Михаил Никольский (Москва)

Источник: Журнал "Масштабные модели №13"

Модели самолёта И-15 от ICM

И-15 БИС (зимняя версия)

Масштабная модель И-15 БИС (зимняя версия)

И-15 Бис, советский истребитель-биплан

Масштабная модель И-15 Бис, советский истребитель-биплан

Советский истребитель-биплан И-15

Масштабная модель Советский истребитель-биплан И-15

Испанский истребитель-биплан И-15 «Чато»

Масштабная модель Испанский истребитель-биплан И-15 «Чато»

20 апреля 2016, 11:03 СтатьиRudic7984RSS
Оставьте комментарий!

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.