Armata-models.ru - Интернет-магазин сборных моделей для склеивания. Масштабные модели из пластика. Модели танков, кораблей, самолетов. Магазин товаров для хобби Армата!

Собираем танки вермахта(Окончание)

  1. Часть 7. Окраска, тонирование, отделка
  2. Камуфляж, маркировка, символика
  3. Цвета войны
  4. Маркировка бронетехники
  5. Опознавательные знаки (Balkenkreuz)
  6. Эмблемы дивизий
  7. Тактическая нумерация
  8. Тактические символы
  9. Материалы
  10. Грунтовка
  11. Краски
  12. Лаки
  13. Растворители
  14. Мелки для тонирования
  15. Кисти
  16. Аэрограф и компрессор
  17. Маркировка моделей
  18. Окраска и отделка
  19. Грунтовка
  20. Окраска: эмаль или акрил?
  21. Dunkelgelb/Olivgrun/Braune
  22. Заливка(Смывка)
  23. Метод сухой кисти
  24. Schwarzgrau
  25. Зимняя окраска
  26. Символика: декали, сухие декали, накрашивание
  27. Имитация налипшего грунта
  28. Флаги как средство быстрого опознавания с воздуха

  29. Часть 8. Фигурки членов экипажа
  30. Выбор фигурок
  31. Сборка фигурок
  32. Заключение

Часть 7

Окраска, тонирование, отделка

Окраска - главное в работе над моделью. Исправить огрехи сборки можно, исправить огрехи окраски - практически нельзя, зато при окраске можно замаскировать дефекты, которые возникли в ходе сборки.

Часто возникает вопрос грязнить или нс грязнить модель, то есть - имитировать загрязнения или нет. Это дело вкуса. Если модель установлена на диораму, то грязнить копию следует в обязательном порядке, причем характер загрязнений должен совпадать с характером местности диорамы. Другое дело - просто модель. Имитация загрязнении здесь может отвлечь от технических особенностей танка или бронемашины. Просто модель грязнить наверное все-таки не нужно. Зато тонировать модель следует обязательно в любом случае. Не путайте тонировку с имитацией загрязнений, это разные вещи.

Собираем танки вермахта

Камуфляж, маркировка, символика

Исследования окраски и маркировки военной техники представляют собой настоящую историческую дисциплину. Лучший источник информации об окраске германской бронетехники периода Второй мировой войны книга «Panzer Colours». Все цвета на рисунках в книге воспроизведены аутентично, что очень важно при окраске моделей. Приведены сведения об окраске и маркировке конкретных машин.

Собираем танки вермахта

Порой псевдоисторическая литература выпускается с очень высоким полиграфическом качеством. Так в одном из изданий попался превосходный рисунок танка «Королевский Тигр» Ausf. В с башней Хеншель в трех цветном засадном камуфляже. Танк был изображен с эмблемой дивизии СС «Лейбигтандарт Адольф Гитлер», кроме нее на ганке имелись бортовой номер «899» и эмблема корпуса «Африка». Нормально? Бои в Северной Африке завершились на год раньше появления танка «Тигр II» Ausf. В. трехцветная камуфляжная схема была введена в начале 1943 г, ни один окрашенный таким образом танк не появился в Северной Африке. Наконец в Северной Африке вообще не воевали подразделения войск СС. Эго еще не все. Трехзначный бортовой номер танка несет информацию о номере роты, номере взвода и номере танка во взводе. Первая цифра - номер роты, вторая -номер взвода, третья - номер тайка. Ни в одном батальоне панцерваффе или войск СС не было восьми рот. ни в одной роте нс было девяти взводов и ни в одном взводе не имелось девяти танков. Номер «899» в принципе не мог быть нанесен на ганк.

Собираем танки вермахта

Пример с «Королевским Тигром» представляет собой крайний случай, но более мелкие неточности встречаются сплошь и рядом. Особенно часто ошибки содержаться в схемах окраски моделей, помещенных в инструкциях к этим моделям Избежать ошибок поможет издание «Panzer Colours».

Система окраски германской бронетехники была наиболее совершенной среди армий всех воюющих стран. Камуфляж на ганки в большинстве случаев наносился в строевых частях; заводы машины покидали окрашенными в базовый цвет, поверх которого экипажи накрашивали пятна или полосы камуфляжа. Почти все немецкие танки комплектовались компрессорами, поэтому камуфляж наносился краскопультом, а не кисточками. Зимой временная белая краска. наоборот чаше наносилась кистью.

Собираем танки вермахта

Цвета войны

Даже спустя более 50 лег после окончания Второй мировой войны не прекращаются споры о том какого цвета и опенка была окраска германской бронетехники. В 1 томе книги «Panzer C olours» описаны изменения окраски боевых машин согласно lleeres Memorandum (ММ). Большинство фотографий военного времени черно-белые, по ним почти невозможно определить цвет точно(к примеру невозможно отличить коричневый от оливково-зеленого), а немногочисленные цветные фотоснимке могут «врать» в отношении оттенков. Даже по современным цветным фото)рафиям не всегда получается установить точные оттенки красок, так как при печати снимков цвета легко искажаются. Неудивительно. что окраска или маркировка одного и того же танка в разных изданиях описывается по разному. На странице 87 3-го тома книги «Panzer Colours» помешен снимок «Тифа» и 101-го тяжелого танкового батальона СС, цифры его бортового номера описаны как «красные с белой окантовкой». Тот же снимок помешен на странице 3 издания «Tiger in Action», здесь цифры уже «светло-голубые с желтой окантовкой».

Собираем танки вермахта

Нет единства мнений в отношении оттенков базовых цветов камуфляжа германской бронетехники. Практически все фирмы-производители модельных красок выпускают краски «аутеничного» цвета германского камуфляжа, в большинстве своем ауте-ничные цвета разных фирм не совпадают. Наиболее реалистично по мнению авторитетных исследователей краски японской фирмы Gunze и британской Hannants.

Самый важный цвет, Dunkelgelb. не имел номера по стандарту RAL. Этот цвет немцы называли «темно желтым», часто его описывают как очень темно желтый или темно-желтый с оливковым оттенком. На самом деле оттенки краски Dukclgelb варьирование!» в ходе ее производства. Никогда не следует окрашивать модель в истинный цвет, помните об эффекте масштаба: чем мельче масштаб, тем более светлым должен быть оттенок краски «истинного» цвета. Ниже приведены основные цвета окраски германской бронетехники:

- RAL 7021 Schwarzgrau (Х800) использовался до февраля 1943 г., иногда вместе с RAL 8002

- RAL 7016 Anthrazitgrau (Х802), использовался в частях люфтваффе, например в полку и дивизии «Герман Геринг»

- RAL 7008 Khakibraun (Х804) использовался в корпусе «Африка» и на Крите в 1941 г. Официального описания оттенка в стандарте RAL. нет; часто вместе с краской цвета RAL 8000

- RAL 7027 (Х809) использовался в корпусе «Африка» после 1941 г. Официального описания оттенка в стандарте RAL нет: часто вместе с краской цвета RAL 8020

- RAL 6003 Olivgrun (Х806) использовался вместе с красками цвета RAL 8017 и Dunkelgelb

- RAL 8002 Signalbraun (Х801) использовался совместно с краской цвета RAL 7021, особенно до 1939 г.

- RAL 8000 Grunbraun (Х803) использовался в корпусе «Африка» и на Крите, 1941 г. Официального описания оттенка в стандарте RAL нет: использовался вместе с краской цвета RAL 7008

- RAL 8020 (Х808) использовался в корпусе «Африка» после 1041 г. Официального описания оттенка в стандарте RAL нет; использовался вместе с краской цвета RAL 7027

- Dunkelgelb (Х805) стандартный базовый цвет окраски бронетехники с февраля 1943 г. Официального номера RAL. нет. использовался вместе с красками цветов RAL 6003 и RAL80I7

- RAL 8017 Braunc (Х807) использовался вместе с красками RAL 6003 и Dunkelgelb

Собираем танки вермахта

Собираем танки вермахта

Маркировка бронетехники

Германская бронетехника, как правило, довольно обильно украшалась опознавательными знаками, символикой, эмблемами, отметками об уничтоженной технике противника. Перечислять всю маркировку можно бесконечно. Лучшим источником информации о маркировке германской бронетехнике опять же является издание «Panzer Colours».

Собираем танки вермахта

Опознавательные знаки (Balkenkreuz)

Собираем танки вермахтаСобираем танки вермахта

В годы войны все танки, бронеавтомобили, многие грузовики и персональные машины несли опознавательные знаки в виде так называемых греческих или балканских крестов. Аналогичные опознавательные знаки наносились на самолеты люфтваффе. На момент начала В юрой мировой войны, сентябрь 1939 г., техника панцерли-визий маркировалась крестами белого цвета. Как оказалось, такие кресты представляют собой отличную прицельную марку для артиллеристов противника. Экипажи стали закрашивать кресты краской темного цвета. Осенью 1939 г. кресты стали накрашивать желтой краской с узкой белой окантовкой. Кресты такого типа сохранились на технике весной 1940 г., во время вторжения в страны Бенилюкса и во Францию. В этот период встречались контурные изображения крестов, когда наносился только незамкнутый белый контур, а сердцевина креста имела базовый цвет окраски танка или бронеавтомобиля (RAL 7021 Schwarzgrau). Вероятно впервые привычные большинству черные кресты с белой окантовкой появились на танках, отправленных весной 1941 г. в Северную Африку, поскольку белый контур на желтом фоне базовой окраски африканских танков был малозаметен. После введения в феврале 1943 г. нового, темно-желтого, базового цвета окраски бронетехники черно-белые кресты стали стандартными.

Неоднократно менялись размеры и пропорции крестов, но обычно крест вписывался в квадрат со стороной примерно 250 мм.

Вся трофейная техника, которая использовалась в вермахте и войсках СС маркировалась крестами увеличенного размера, порой просто огромными. В конце войны кресты часто вообще не наносились на танки и бронемашины.

Собираем танки вермахтаСобираем танки вермахта

Эмблемы дивизий

С целью облегчения определения принадлежности боевой техники в вооруженных силах Германии была введена система идентификации. Эта система выполняла двоякую роль: с одной стороны облегчала опознавание техники своим, с другой, при необходимости, вводила в заблуждение разведку противника. Обычно эмблемы дивизий представляли собой простые графические символы на основе геометрических фигур или традиционных для немцев рун. В период польской кампании система идентификации только начала оформляться, но к началу операции «Барбаросса» она была уже стандартизирована, к этому времени количество панцердивизий в составе вермахта увеличилось в два раза. Новые эмблемы для 18 панцердивизий были разработаны на базе рунических символов. В целях повышения морального духа личного состава некоторые дивизии имели особую символику, так в 1-й панцердивизии эмблема представляла собой дубовые листья, в 3-й медведь с герба Берлина, 11-й - рыцарь.

Собираем танки вермахта

В ходе войны количество танковых дивизий в вермахте и войсках СС постоянно росло. Многие пехотные, кавалерийские и панцергренадерские дивизии были переформированы в танковые. В большинстве случаев эти дивизии сохранили свою старую символику. До 1941 г. эмблемы чаще всего изображали в цвете, но со временем эмблемы стали рисовать в один цвет белой или желтой краской в целях снижения заметности, а в конце войны символика дивизий почти исчезла с боевых машин.

Тактическая нумерация

Каждый германский танк или бронеавтомобиль имел уникальный, более не повторяющийся, тактический номер.

На момент вторжения » Советский Союз в составе панцердивизии по штату полагалось иметь порядка 400 танков в составе двух танковых полков. Каждый полк состоял из двух батальонов, батальон - грех млн четырех рот. Рота включала три-четыре тиковых взвода по три-пять танков в каждом. Тактические номера тиков как правило состояли из трех цифр. Первая цифра-номер роты, вторая - номер взвода в роте, третья номер ганка во взводе. Командирские тики имели несколько иную систему нумерации. Номера танков штаба полка начинались с литеры «R» (regiment, полк), номер танка командира 1-го батальона начинался с римской цифры «I». 2-го батальона - с римской цифры «II». Обычно в штабе полка и батальона имелось несколько танков, их номера также начинались или с литеры «1Ъ> (в случае штаба полка) или с римских цифр, например: «R02», «ЮЗ». «1102».

Накануне операции «Барбаросса» количество танковых дивизий в вермахте резко возросло, однако рост числа дивизий шел не та счет увеличения количества танков и личного состава в армии, а путем снижения численности боевой техники в дивизиях. Рост числа дивизий осуществлялся путем изъятия танковых полков из существующих дивизий (по одному из каждой). Частичной компенсацией снижения числа танковых полков стало увеличение штатов танковых батальонов: четыре роты по четыре взвода но пять танков во взводе. Такие батальоны, прав за.сушсствова1П1 жшь на бумаге, нпаг-иый состав имели очень немногие тиковые батальоны.

Собираем танки вермахта

Система нумерации машины внутри батальона была постой, вторые цифры первых четырех от 1-го батальона напрямую соответствовали номерам роты -1,2. 3, 4; во 2- батальоне - 5. 6, 1. X. С принятием на вооружение «Пантер» 1-й батальон танковою полка обычно вооружался танками Pz.Kpfw. V’. а 2-й танками P/.Kpfw. IV.

До вторжения во Францию весной 1940 г. на большинстве танков имелись ромбоидальные металлические пластины цвета

RAL 7021 (Sehwarzgrau) на которых писались белой краской тактические номера машин. Во фронтовых условиях эти пластины оказались неудобными, и номера стали писать прямо па бортах башен. Блицкриг на Западе стал переходным периодом, когда номера наносились как белым контуром, но встречались и номера, цифры которых были красными с белой обводкой. Цифры красного цвета с белой окантовкой стали типичными для всею периода войны. Вариации касались цвета: вместо красного moi использоваться голубой, зеленый или какой-нибудь другой. Точный цвет цифр бортовых номеров на основе черно-белых фотографий военною времени установить невозможно. В конце войны тактические номера почти повсеместно исчезли с боевых машин. Номера наносились кистью или но трафарету. Из-за грубой текстуры циммерита цифры приобретали порой весьма забавный вид.

Собираем танки вермахта

Вес тапки в обязательном порядке (за очень редкими исключениями) несли так-I ические номера, этого нельзя сказать о дру-I их образцах техники. Так самоходно-артиллерийские установки часто не имели вообще никаких номеров, в к» же время бронетранспортеры как правило тактические номера имели. В начале войны разведывай* и.-мыс бронеавтомобили номеров не несли, но затем большинство четырехосных бронеавтомобилей получили тактические номера.

Тактические символы

Почти вся немецкая техника посла символику, по которой можно было определить ее принадлежность к тому или иному тактическому подразделению. Основой символики послужили утвержденное 24 марта 1941 г. руководство Heeresdienst-vorschrift 272 (HDv 272) и организационная часть документа Kriegsgliederung des Feldheeres от 15 мая 1941 г. В январе 1941 г. прошли утверждения дополнения к Heeresdienst-vorschrit 272.

Обычно тактические символы подразделений наносились на лоб и корму машин, от тиков и грузовиков до легковых автомобилей и мотоциклов. Цвет символов - белый, наносились они чаще всего по трафарету, но иногда - кисточкой от руки.

Полный обзор маркировки германской техники достоин отдельной книги. Не следует забывать о нестандартной маркировке: собственных именах, отметках о победах и прочее.

Материалы

Ниже описаны некоторые материалы, известные на модельном рынке.

Грунтовка

Грунтовка необходима для обеспечения адгезии краски с металлическими поверхностями. Кроме того, г рунтовка сглаживает цветовой контраст разнородных деталей. Удобна в применении автомобильная акриловая грунтовка для металлических поверхностей, расфасованная в аэрозольные баллончики. Цвет грунтовки - не суть важен, но лучше если он будет светлым, белым или светло-серым. Данная грунтовка дает ровный укрывистый и в го же время тонкий матовый слой. Одног о баллончика стоимостью 3-4 фунта стерлингов хватает на десяток моделей.

Краски

Лучшими среди эмалей являются краски британской фирмы Hannants, немаловажное достоинство этих красок - действительно аутеннчные цвета. Краски очень хорошо ложатся из аэрографа, но красить обширные поверхности данными красками кисточкой не рекомендуется. Окрашенная поверхность после высыхания приобретает лег кий блеск. Кисточкой лучше наносить краски фирмы Хамброл. зато эти краски совершенно не годятся для работы с аэрографом. Пигменты красок фирмы Хамброл имеют слишком большие размеры, из-за чего канал сопла аэрографа постоянно забивается. Более-менее годится для работы с аэрографом лишь краска Лг« 25 Matt Earth. Краски от Хамброла дают матовую поверхности и почти не полируются. Укрывистость этих красок далека от идеальной. При работе с эмалями Хамброл особое значение приобретает цвет грушовки, он должен быть нейтральным: белым или очень светло-серым.

Только что окрашенная в заводской мал ярке техника имеет матовую поверхность, но уже спустя несколько дней эксплуатации поверхности начинают поблескивать. Таким образом матовая модель в масштабе 1:35 будег выглядеть не реалистично. Зато засохшая грязь и пыль выглядят абсолютно матовым в любом масштабе. Конт раст между слегка поблескивающими «чистыми» поверхностями модели и матовыми «грязными» смотрится очень выигрышно. Для имитации грязи идеальна краска № 25 Matt Earth от Хамброл.

Фирма Hannants выпускает два превосходных металлика - Natural Steel (Х502) и Oily Steel (Х503). Краска Oily Steel используется чаще. Хорошим качеством обладают металлик фирмы Тамия (эмаль Chrome Silver), это вероятно самый яркий металлик на рынке. Он великолепно подходит для работы методом сухой кисти.

Собираем танки вермахта

Помимо эмалей широкое распространение получили акриловые краски. Фирма Тамия выпускает широкий ассортимент высококачественных акриловых красок, которые прекрасно подходят для работы с аэрографом. Акрил более «дружественней» по сравнению с эмалями, хотя бы в силу меньшей токсичности. Акрил дает тонкую укрывистую поверхность и быстро сохнет, ею можно наносить как аэрографом, так и кисточкой почти без потери качества. Еще одно достоинства акрила - невозможность удаления с поверхности после высыхания любыми растворителями. Такая хорошая адгезия открывает большие возможности для тонирования модели.

Моделисты, увлекающиеся бронетехникой. также пользуются художественными масляными красками. Масляные краски не смешиваются с акрилом, но неплохо «дружат» с эмалями. Масло исключительно долго сохнет (несколько дней при комнатной температуре). Используют масляную краску в основном для тонирования методом сухой кисти. Масло - лучшая краска для выделения выступающих деталей методом сухой кисти.

Флаги, которые использовались на германской бронетехники в качестве средства быстрой идентификации с воздуха, окрашиваются гуашью.

Собираем танки вермахта

Собираем танки вермахта

Лаки

Лак можно добавлять непосредственно в краски, но можно покрывать модели прозрачным лаком после окраски, Хорошую, ровную глянцевую поверхность дает Лак Tamiya Clear (Х-22).

Растворители

Любые лаки и краски имеют тенденцию к загустеванию. Вернуть расходные материалы к жизни способны растворители. Дня эмалей и масляных красок подходит качественный уайт-спирит, для акрила - растворитель фирмы Тамия Х-20Д. Mhoi нс акриловые краски растворяются обычной теплой водой.

Мелки для тонирования

Обычно для тонировки моделей используются обычные художественные пастельные мелки. Обычно применяются мелки всего лишь нескольких цветов: черный, оранжевые и цвета земли. Смешивая эти мелки в разных пропорциях можно полу-чип» любой нужный оттенок. Лучшую пастель выпускает немецкая фирма Faber.

Кисти

Кисти - вещь для моделиста не менее нужная и важная, чем для художника. Подход к выбору кисточек должен быть соответствующим: только лучшие! Для сухого тонирования применяются плоские кисти №2 - №5. Мелкие детали подкрашиваются круглыми кисточками №00 - №5, но чаше используются самые тонкие - №00. №0 и №1.

Собираем танки вермахта

Аэрограф и компрессор

В настоящей жизни в подавляющем большинство случаев немецкая техника окрашивалась из краскопульта с помощью компрессора, хотя засадный камуфляж конца войны наносился кистью. Таким образом, компрессор и аэрограф являются для любителей моделей германской бронетехники предметами первой необходимости. Впрочем, аэрограф с компрессором необходимы любому моделисту, иначе качественно окрасить модель не получится никогда.

Компрессор

Выбор компрессора и аэрографа определяется финансовыми возможностями и амбициями моделиста. В идеале компрессор должен быть с регулируемым давлением воздуха, а у аэрографа регулироваться должна не голько подача краски, но и подача воздуха. В нашей стране примерно 90% моделистов пользуются совершенно непригодными с точки зрения коллег с Запада компрессорами от холодильников и далеко не самыми плохими аэрографами Витебского завода. Хорош профессиональный аэрограф De Vilbiss Super 63, не менее хороша его цена 60 фунтов стерлингов. Один пижон назвал De Vilbiss Super 63 Роллс-Ройсом среди аэрографов. Любой аэрограф после работы необходимо промывать и чистить.

Если вас не разорила покупка профессиональною аэрографа, тогда дерзайте дальше и приготовьте 200-250 фунтов стерлингов на профессиональный модельный компрессор. Единственная альтернатива компрессору - контейнеры со сжатым воздухом. Вещь хорошая, удобная в пользовании, но хватает одного бутылька ненадолго. Впрочем, ост ь еще одна альтернатива модельным компрессорам и сосудам со сжатым воздухом (кстати, попробуйте использовать баллоны от акваланга, их хватит на более длительный срок). Многие станки для обработки металла снабжаются компрессорами с регулируемым давлением воздуха - очищать станок от стружек. Неплохой источник сжатого воздуха. Известна история об одном оборонном предприятии. Предприятие выпускало приборы точной механики и сталочной парк на нем был ого-го! Все станки - «made in...». Под одну занятную тему но линии не то ГРУ, нс то КГБ (дело было во времена СССР) на далеком Западе был закуплен огромный копировально-фрезерный станок. Станок установили в цех. для чего пришлось сначала разломать, а потом восстанови гь одну из стен здания. А потом тему закрыли, станок остался без дела. Без государственною дела. На гаводс работало несколько фанатиков стендового моделизма, которые смогли по достоинству оценить иностранной чудо техники. Классный станок обеспечивал подачу отфильтрованного воздуха к аэрографу, давление воздуха регулировалось в широких пределах. Песня, а не станок! Жаль, с завода нельзя было вынести.

Говоря об окраске моделей нельзя не упомянуть о масках. Фирма Тамия выпускает превосходный модельный скотч разной ширины. Для маскировки обширных поверхностей используется жидкий состав Маскол фирмы Хамброл. Состав наносится кистью, через некоторое время он полимери-зуется в резиноподобную пленку, пленка легко снимается, не повреждая поверхности после окраски.

Собираем танки вермахта

Маркировка моделей

Моделисты имеют выбор: наносить маркировку самостоятельно или использовать промышленные декали. Почти 100% моделей комплектуются декадный. Долгие годы пальму первенства в отношении качества декалей удерживала фирма Итальери. Декали бывают «мокрые» и сухие, модели комплектуются «мокрыми» декалями. Эти декали предварительно замачиваются в теплой воде (вы подумали в сортире? Зря.), затем накладываются на модель и картинка сдвигаемся с подложки. Достоинство таких локален -возможность коррекции местоположения. Недостатков тоже немало. Как правило после высыхания у декалей серебрится подложка, на темном фоне яркие цвета картинки тускнеют, декада плохо облегают поверхности двойной кривизны. Сухие де-кали лишены большинства недостатков мокрых декалей. но их местоположение после нанесения на модель уже не скорректируешь. Основными производителями сухих декалей являются четыре фирмы: Accurate Armour. Aziniut/ADV. Letraset. Verlinden Фирма Accurate Armour имеет в своем ассортименте также богатый выбор обычных, мокрых, декалей.

Лучший способ нанесения опознавательных знаков и прочей символики - краской, от руки кисточкой или по трафарету аэрографом. Конечно, пот метод по трудозатратам не сравним с нанесением декалей. Однако, несравним и результат, при условии достаточного опыта у моделиста.

Собираем танки вермахта

Окраска и отделка

После сборки перед окраской модель обязательно цадо промыть. Дело не только в пыли детали могут сохранить жировую смазку, которая наносится на пресс-форму в процессе их изготовления, а украинские модели согласно национальной традиции перед упаковкой натираются салом. Мыть модель желательно так, чтобы от нее не отвалились мелкие детали. Вымытую копию оставляют сохнуть на сутки.

Грунтовка

Грунтовка приобретает особую важность в случае использования при сборке металлических деталей, поскольку модельные краски плохо ложатся по металлу. Как-уже отмечалось, хорошие результаты дает автомобильная грунтовка в аэрозольной упаковке. Особой технологии нанесения грунтовки не существует: встряхните баллончик и нанесите грунтовку ровным слоем на модель. В процессе нанесения грунтовки баллончик перемещается параллельно продольной оси модели. Колпачок надо нажимать заранее, нередко с нажатием колпачка происходит импульсный выброс краски. в результате на поверхности модели получается клякса. Лучше направить первый импульс в пространство, а затем, не отпуская колпачка, окрасить модель. Грунтовка наносится в несколько слоев. Сохнет грунтовка быстро, но лучше выдержать модель перед окраской сутки, ч гобы из слоя грунтовки полностью испарился растворитель, в противном случае пары растворителя «пройдут» сквозь слой краски и повредят его.

Собираем танки вермахта

Автомобильная грунтовка является идеальной основой .тля нанесения краски любого типа. Грунтовка позволяет выявить дефекты поверхности - царапины, нспроре-занные линии расшивки и т.д. Дефект устраняются. после чего модель вновь покрывается грунтом.

Собираем танки вермахта

Окраска: эмаль или акрил?

Акрил хорош для работы с аэрографом. лучше, чем эмаль. Цветам RAL хорошо соответствуют краски темно-желтая XF-60 фирмы Тамия. J.A.Green XF-13 и Flat Brawn XF-10.

В годы воины экипажи германских танков получали краски RAL 6003 (Olivgrun), RAL S017 (Braune) и RAL 8002 (Signalbrun) в 5-килофаммовых банках, точнее не краску, а концентрат краски, который разводился водой, бензином, маслом или иным растворителем до нужной консистенции. Неразделенная краска RAI 6003 (Olivgrun) выглядела как черная. С учетом масштаба все краски, соответствующие стандарту RAL надо разбавлять краской белою цвета примерно на четверть. В то же время краску RAL 7021 (Schvvar/grau) лучше наносить на модель как есть и высветлять методом сухой кисти.

Собираем танки вермахта

Базовые цвета окраски германской бронетехники на Европейском театре военных действий Schwarzgrau, Dunkelgelb и зимний белый. «Североафриканская» техника окрашивалась в цвет, близкий к Dunkelgelb. Серая краска. Schwarzgrau. использовалась в качестве базовой ю февраля 1943 г., желтая (Dunkelgelb) - с февраля 1943 г. до окончания войны. На протяжении всей войны зимой техника перекрашивалась в белый цвет. Ближе к концу войны хваленый немецкий орднуж рухнул: ганки норой отправлялись в строевые части не окрашенными, лишь покрытые грунтовкой красно-коричневою цвета. На фронте камуфляж наносился прямо по грушовке, которая таким обратом становилась базовым цветом. В качестве базовых в конце войны порой использовались краски цвета Olivgrun и Schwarzgrau, то есть те. которые имелись в наличии в конкретный момент времени.

Перед окраской необходимо подготовить рабочее место: удобно расположить необходимые н работе краски и растворители и, главное, отодвинуть модель подальше от красок с растворителями не дай бог прольются! Далее займитесь подготовкой к работе аэрографа и компрессора, разложите кисточки. При длительном хранении краски всех типов отстаиваются: пигмент отдельно, связующее отдельно. Перед началом работы краски необходимо тщательно перемешать L-образным стержнем, согнутым из проволоки. Если вы являетесь счастливым обладателем компрессора с регулятором давления воздуха, то установите величину давления примерно 1.75 бар (25 атмосфер). Величина давления зависит от типа используемого аэрографа, но значение 1.75 бар близко к оптимальному для большинства моделей. Краска разводится растворителем примерно на 30-40%. Эмали фирмы Hannants всегда дают слегка поблескивающую поверхность эмали от Тамии - глубоко матовую.

Собираем танки вермахта

В случае окраски модели эмалями Тамии, в них не повредит добавить примерно 20% глянцевого акрилового лака мы уже знаем, что модель матовой быть не должна. Краска, растворитель и лак перемешиваются самым тщательным образом. Прежде чем красить модель проверьте укрывистость краски, ее густоту, покрасив что-нибудь ненужное: лист белой бумаги, внутреннюю сторону какой-нибудь летали. Если все нормально переходите к окраске модели. «Первый залп» аэрографом должен быть нанесен в пространство, здесь возможна та же история, что и у баллончика с грунтовкой. Если - нет: добавьте краски (краска слишком жидкая) или раствори геля (краска слишком густая). В процессе окраски аэрограф удерживается на расстоянии 100 мм от окрашиваемой поверхности, желательно держать аэрограф под прямым углом к окрашиваемой поверхности.

Любую модель танка можно условно разделить на две части: верхнюю и нижнюю. При окраске верхней части максимум внимание уделяется камуфляжу, при окраске нижней имитации загрязнений. Важно соблюсти цветовой баланс между верхом и низом. Грязь не должна очень сильно контрастировать с камуфляжем.

Собираем танки вермахта

Dunkelgelb/Olivgrun/Braune

Окраска в базовый темно-желтый цвет мало отличается от грушовки модели, вся разница в замене аэрозольного баллончика аэрографом. Болес подробно о базовой окраске ниже.

Камуфляж красно-коричневого и зеленого цветов наносится двумя типами красок: акрилом о! Тамии и эмалями фирмы Hannants. Акрилом закрашиваются пятна камуфляжа, эмалью прокрашиваются г раницы пятен. Границы пятен красятся при уменьшенном давлении воздуха в компрессоре - 1,2 бар (15-18 атмосфер). При этом аэрограф находится к поверхности модели ближе, чем обычно Особо тонкие линии наносятся при еще меньшем давлении воздуха, а аэрограф находится на расстоянии всею 2-3 мм от окрашиваемой поверхности. После каждого перерыва в работе аэрограф нуждается в промывке сильным растворителем. еще лучше каждый раз прочищать аэрограф по всем правилам, с разборкой.

Собираем танки вермахта

Как быстро можно переходить от цвета к цвету зависит от типа используемой краски. Акрил сохнет почти моментально, эмаль часы п даже сутки (лучше для верности подождать двое суток). Краску друг ото цвета следует наносить по полностью высохшей поверхности.

Заливка(Смывка)

Смывка

Очень жидко разведенная темная краска позволяет подчеркнуть все впадины, как говорят художники - проработать тени.

Между нами, художниками: обязательно проработайте тени циммерита, иначе фактура покрытия будет теряться. Идеальный вариант «заливки» - черно-коричневая масляная краска, разведенная растворителем для эмалей фирмы Хамброл. Пропорция должна быть примерно следующей: 20% краски и 80% растворителя. Недостаток данного состава - у него не проявляется капиллярный эффект, приходится тени прокрашивать тонкими кисточками, а не заливать. Излишек краски стирается тампоном. Состав сохнет сутки.

Оцените степень блеска окрашенной модели, при необходимости - задуйте но-думатовым лаком. Матовая модель - мертвая модель! Теперь на модель можно наносить маркировку, но об этом потом.

Подробнее: Смывка/Заливка

Метод сухой кисти

Техника «сухой кисти» позволяет подчеркнуть выступы - «света». Обычно для работы методом сухой кисти используется акрил, однако неплохой результат дают шали, особенно в смеси с масляными красками. Работать удобнее плоскими кистями. Краска должна быть в меру густой и боле светлого, чем базовый оттенка. Набранная кисточкой краска почти полностью вытирается о лист бумаги или тряпочку. С удалением краски лучше перестараться, помните: добавить на модель краску всегда легче, чем удалить. Мало краски? Сделайте вместо одного два-три прохода по одному месту. Кистью с остатками краски («сухая кисть») обрабатываются поверхности модели, при этом частички краски задерживаются только на выступах. Вообще, метод сухой кисти в любом случае предполагает двойную-тройную обработку модели, при ном каждый последующий раз краска берется оттенка более светлого, чем предыдущий. Последний, самый верхний слой краски, наносимой методом сухой кисти, должен быть почти белым.

Собираем танки вермахта

После просушки масляной краски наступает время уделить внимание имитации грязи на нижней част и модели. Лучшая грязь под грунт краска Dark Earth No.29 фирмы Хамброл смеси с матовой черной краской (пропорция 80% землистой краски и 20% черной). Работа эмалью фирмы Хамброл удовольствия не доставляет, поскольку пигмент постоянно забивает сопло аэрографа. А что поделаешь? Наиболее интенсивно краска наносится на стык нижней и верхней частей корпуса, здесь важно подчеркнуть переход от полуглянцевой окрашенной поверхности к матовой поверхности грязи.

Ствол пушки в районе дульного среза и копоть в районе выхлопных труб задуваются из аэрографа разведенной в равных пропорциях раствори гелем и черной краской.

Собираем танки вермахта

После просушки «имитации грязи» в течение суток, «грязь» прорабатывается методом сухой кисти. Первый слой - базовая эмаль цвета Dark Earth, в последующие слои прогрессивно добавляется краска цвета Dunkclgclb. Чистым темпо-желтым цветом подчеркиваются г оловки болтов, заклепок и прочие сильно выступающие элементы (речь идет сейчас только о нижней части корпуса модели).

Следующий этап - проработка методом сухой кисти краской Hannants Oily Steel (Х503) контактных поверхностей траков гусениц, венцов ведущих колес, горцев опорных катков (если опорные катки прототипа стальные, без резиновых бандажей). Более аккуратно тонируются стволы пулеметов, выхлопные пат рубки, которые предварительно были окрашены в матовый черный цвет. На ручках инструмента и подставках под домкраты имитируются фактура древесины. Сначала они окрашиваются гем-но-желтым акрилом от Тамии. после чего прорабатываются жидкой заливкой (75% растворителя. 25% жженой сиены). Ржавчина на металлических поверхностях имитируется методом сухой кисти, помните ржавчина всегда глубоко матовая, не помешает обработанные под ржавчину поверхности покрыть матовым лаком. Смотровые блоки первым делом прорабатываются жидкой сепией, а затем окрашиваются краской Clear Green (Х25) фирмы Тамии. "Эффект блеска оптики придаст глянцевый лак.

Собираем танки вермахта

Завершающая стадия процесс воспроизведение сколов краски до металла. Степень потертости модели зависит только от вашего вкуса. Можно это не делать вообще. Сколы и царапины хорошо рисовать серебряным маркером от Тамии. Маркер дает исключительно яркий серебристый цвет, поэтому не стоит увлекаться: ограничьте поле деятельности зубьями ведущих колес, режущими кромками инструмента, поручнями, кромками люков. Притушить блеск серебра можно краской Oily Steel (Х503). Этой же краской не помешает подчеркнуть кромки башни и корпуса (естественно методом сухой кисти).

Последний штрих - использование художественной пастели. Использование мелков темных цветов позволяет дополнительно подчеркнуть тени, усилив трехмерность модели. Как правило достаточно мелков грех цветов: темно-землистого, черного и оранжевого. Если модель окрашена в темно-желтый цвет, го копия тонируется пастелями черного и темно-землистого цветов, смешанных в равных пропорциях. Для серых копий или моделей, окрашенных под зиму, применяются пастели всех трех цветов.

Мелки пастели стачиваются в порошок лезвием бритвы, перемешиваются кисточкой №0. На модель смесь наносится плоской кистью №2. Дульный тормоз, головки болтов и заклепок по периметру прорабатываются чисто черной пастелью. Потеки ржавчины от дождей - смесь оранжевой и черной пастелей.

Собираем танки вермахта

Schwarzgrau

Темно-серые модели хорошо подходят для демонстрации различных способов тонирования моделей. Правильную краску цвета Schwarzgrau производит только фирма Hannants (краска Х800). Этот цвет называют «танковый серый», «темно-серый», «серо-голубой»... Em можно получить смешав акриловые краски фирмы Тамия - 20% Flat Blue (XF-8) и 80% Dark Gray (XF-24). Для базового покрытия можно использовать краску фирмы Hannants или смесь красок от Тамии.

Все технологии, описанные выше, применительно к модели, базовый цвет которой тёмно-желтый. применимы к копиям серого цвета. Модель, верх и низ, полностью окрашивается в серый «правильный» цвет. Далее на копию переводятся декад и или же символика наносится от руки кисточкой или по трафарету аэрографом. Верхняя часть модели прорабатывается методом сухой кисти смесью масляных красок цвета черный, белый и прусский голубой. Сильно выступающие элементы обрабатываются белой краской. Имитация загрязнений ничем не отличается от способа, описанного выше.

Выбор палитры пастели в данном случае ограничен всего двумя цветами: черным и оранжевым. Очень хорошо на сером фоне смотрятся соскобы краски до «металла».

Собираем танки вермахта

Зимняя окраска

Начиная с зимы 1941-1942 г.г. и до окончания войны германская техника в зимний период частично или полностью перекрашивалась в белый цвет. В качестве краски могло быть использовано все, что угодно: от специальных концентратов, которые разводились водой, до бытовой побелки и школьного мела. Такая краска облезала с машин ударными темпами. Модели в облезлой зимней окраске смотрятся всегда очень эффектно.

По отношению к описанным выше способом окраски моделей, метод окраски копии в зимний вариант можно считать негативным: теин прорабатываются не темной, а светлой краской, выступы - вместо светлой темной.

После промывки модель задувается автомобильной грунтовкой белого цвета. Грунтовка сохнет в течение суток, после чего модель окрашивают белой эмалью. Грунтовка необходимо, так как в дальнейшем придется использовать масляные краски, а эмаль имеет свойство впитывать масло, после чего возможно отслоение краски от пластика. Грунтовка отслоение исключает.

Масляная краска белого цвета смешивается с базовым летним цветом -Dunkelgelb или Schwarzgrun. Сначала все верхние поверхности модели проходятся просто масляной краской белого цвета методом сухой кисти. Затем в белую краску добавляется немного краски базового цвета it верхние поверхности вновь обрабатываются методом сухой кисти. Затем - опять добавляется краска базового, поверхности обрабатываются методом сухой кисти. Так делается несколько раз, каждый раз оттенок краски становится все темнее. Верхний слой

почти неразведанная краска базовог о цвета. Масляная краска сохнет очень долю, поэтому ошибки всегда можно исправить, просто удалив краску тряпочкой.

После полной просушки (не менее двух суток)окрашиваются мелкие детали, имитируются царапины наносится пастель черного и темно-землистого цвета, смешанная в пропорции 5/4.

Символика: декали, сухие декали, накрашивание

Есть три способа оформления моделей разнообразной символикой. Самый постой и наиболее популярный - нанесение традиционных декадой. Однако более реалистично смотрится модель, оформленная с использованием сухих декадой ил с маркировкой. нанесенной непосредственно краской. При использовании сухих декалей предъявляются дополнительные требования к окраске поверхность должна быть глянцевой. Благодаря ровной глянцевой поверхности обеспечивается ровное, без пузырьков воздуха, прилегание декали. Поверх декалей наносится слой пол у матово! о лака для смягчения блеска глянцевой поверхности. В принципе, такую же процедуру (слой глянцевого лака - декаль - слой полуматового лака) необходимо проделывать при нанесении обычных декалей, с той разницей, что полуматовым лаком можно задувать свеже-нанесенные сухие декали, а обычные декали должны просохнуть. Лучшее прилегание «мокрых» декалей к криволинейным поверхностям обеспечивают специальные жидкости типа микросет и микросол. которые представляют собой раствор уксуса различной концентрации.

Собираем танки вермахта

Лучшие сухие декали для моделей германской бронетехники выпускают фирмы Верлдннден и Литрасст. Сухие декали почти не поддаю гея корректировке после нанесения на модель, поэтому переводить их надо очень точно, гем более, что и удалить их совсем почти невозможно.

Собираем танки вермахта

Декаль переводится на модель путем притирания краски со стороны подложки деревянной палочкой. Давление нс должно быть слишком сильным, иначе можно повредить окраску копии. На основе сухой декали можно сделать декаль «мокрую» -достаточно перевести сухую декаль на лаковую подложку* Далее с такой декалью работают как обычно размачивают в теплой воде, переводят. У сухой декали есть одно несомненное преимущество перед обычной: сухая декаль никогда не отслаивается, в то время как мокрые декали спустя годы могут начать шелушится.

Собираем танки вермахта

Неплохие результаты дает комбинация окраски от руки и нанесения сухих декалей. Цифры тактических номеров германской бронетехники очень часто имели цветную обводку. Так вот, сама цифра - сухая декаль, а обводка аккуратно выполняется краской, наносимой тонкой кисточкой. Краска наносится за один проход. Если на поверхностях модели имитировано циммеритное покрытие, то у окраски кисточкой вручную альтернативы просто нет.

Собираем танки вермахта

Собираем танки вермахта

Имитация налипшего грунта

На моделях, которые являются частями диорам, имитация загрязнений приобретает очень важное значение. Загрязнение копии должно коррелировать с характером «местности» диорамы.

Для имитации налипшей грязи достаточно двух материалов - акриловой автомобильной шпаклевки и травяного покрова от модели железной дороги. Грязь наносится на окрашенную и тонированную модель. Характер загрязнения уточняется по фотографиям. Больше всего грязи бывало на днищах и элементах ходовой части танков. Грязь окрашивается аналогично окраске нижней части корпуса.

Собираем танки вермахта

Флаги как средство быстрого опознавания с воздуха

Как сделать флаг для сборной масштабной модели? Флаг можно сделать просто и быстро. Берется кусок гладкой салфетки нужного размера и пропитывается разведенным водой в равных пропорциях клеем ПВА, после чего заготовке флага придается требуемая форма (делаются складки). Просушенный флаг окрашивается гуашью и после просушки обрезается в размер. Все. Трехмерность флагу можно придать легким тонированием складок пастелью черного цвета.

Собираем танки вермахта

Собираем танки вермахта

Часть 8

Фигурки членов экипажа

Фигурки одного-двух членов экипажа способны оживить модель, совсем не обязательно сооружать диораму. Человеческая фигурка позволяет оценить размеры настоящего танка или бронеавтомобиля.

Выбор фигурок

Отбор фигурок - занятие важное и очень интересное. Существует несколько критериев отбора. Первый, самый главный - униформа фигурки должна совпадать по времени и месту с типом окраски модели (странно будет выглядеть танкист из корпуса «Африка» на броне окрашенной в зимний цвет машины, не менее странно танкист Роммеля будет смотреться на башне «Королевского Тигра»). Второй критерий - реалистичность позы. Критерий третий - качество изготовления фиг урки (чем лучше сделана фигурка, тем проще с ней работать и тем лучше будет окончательный результат). Четвертый критерий - возможность конверсии (очень часто промышленные фигурки нуждаются в доработке, связанной с изменением позы). Наконец критерий пятый финансово-экономический (здесь все ясно: с случае кризиса первые четыре критерия применять смысла не имеет).

Сборка фигурок

Первое, что нужно сделать - так это убедиться в наличии всех деталей и в качестве отливок. Фигурка сначала собирается на сухую, проверяется стыковка деталей между собой, зачищаются шва и дефекты литья. На этом этапе необходимо определиться с тем как в дальнейшем красить фигурку: собранную или по частям.

Используемый клей зависит от материала фигурок, здесь все как у моделей. Пластиковые фигурки собираются на клее для моделей, эпоксидные и металлические - на цианокрилате или эпоксидном клее. После сборки фигурки шпаклюются и зачищаются стыки между деталями.

При окраске фигур важно соблюдать два принципа: от светлого к темному, и основа - эмаль, тонировка - масляная краска.

Заключение

Ни одна книга не даст ответа на все вопросы. которые возникают при сборке и окраске моделей. У каждого моделиста есть излюбленные способы работы, но обмен опытом - всегда благое дело. А обмен опытом в моделизме - это еще и внимательное рассматривание моделей, сделанных профессионалами. Издание иллюстрировано. Не зацикливайтесь на одном тексте, не поленитесь получше рассмотреть снимки. Надеемся, что книга поможет Вам в работе, которая на самом деле является отдыхом!

Источник: Журнал "Масштабные модели №28 - Собираем танки Вермахта"

Мне нравится: twitter.com facebook.com vkontakte.ru odnoklassniki.ru mail.ru pikabu.ru blogger.com google.com bobrdobr.ru
Комментариев: 2
  1. Интересная статья!

    Скачал книги "Panzer Color" 5 выпусков и выложил: https://yadi.sk/d/R5v7T2gHsqzda

  2. О! Здорово! Скачаю. Спасибо!

    Статьи интересная и большая , да.

Оставьте комментарий!

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

Выберите человечка с поднятой рукой!

При нажатии на картинку, Ваш комментарий будет добавлен.