Авиамузеи России
Я побывал в авимузеях: Тольятти, Монино, Ульяновска и в музее Чкалова.
- [show Музей войск ПВО]
В 15 км от Московской кольцевой дороги, в окружении лесного массива, недалеко от живописного озера расположился уникальный по представленной экспозиции и единственный в Европе музей истории Войск ПВО. Коллекция музея насчитывает более 16 тысяч экспонатов, 400 из которых – реальные образцы боевой техники и вооружения. Знакомство с ними предоставит Вам редкую возможность открыть для себя малоизвестные факты из истории нашей страны, позволит по-новому взглянуть на многие события не столь далекого прошлого. Гости музея смогут познакомиться не только с вкладом Войск ПВО страны в победу СССР во Второй мировой войне, но и узнают много интересного об участии воинов противовоздушной обороны в локальных конфликтах в различных регионах мира. Перед Вами пройдут судьбы людей, чья биография стала настоящей легендой. Новейшая экспозиция рассказывает о том, что сегодня делается для защиты мирного труда граждан России от возможного воздушно-космического нападения. Немалый интерес у наших гостей вызовут не так давно рассекреченные материалы о деятельности целого ряда оборонных предприятий, таких как ОАО «НПО «Алмаз», МКБ «Факел», МНИИ «Агат», корпорация «Фазотрон – НИИР». При желании посетители музея могут сфотографироваться непосредственно у образцов боевой техники, заняв место стрелка зенитного пулемета, заряжающего орудия или на время стать номером стартового расчета пусковой установки зенитного ракетного комплекса. Ну а если и этого окажется недостаточно, то можно надеть высотный костюм летчика-истребителя и занять место пилота в кабине самолета МиГ-23.
Адрес: 143922, Московская область, городской округ Балашиха, микрорайон Заря, улица Ленина, дом 6
Телефон: (495) 525-9128
Сайт www.mvpvo.ru
Музей ВВС – крупнейший авиационный музей России, основу коллекции которого составляют настоящие летательные аппараты, авиационные двигатели, авиационное вооружение. В экспозиции музея показаны достижения и приоритет отечественной авиационной науки и техники. Коллекция самолетов позволяет проследить развитие авиации от первых самолетов до авиационных комплексов сегодняшнего дня. Авиационные специалисты считают Музей ВВС крупнейшим авиационным музеем мира, а его коллекцию – фантастической.
Усилиями сотрудников отдела научно-фондовой работы под руководством главного хранителя музея Костиной Л.С. коллекции музея ежегодно пополняются новыми экспонатами и сохраняются в хорошем состоянии.
В настоящее время фонд музея располагает уникальной коллекцией, насчитывающей более 49 760 экспонатов, в том числе:
195 летательных аппаратов (самолетов, вертолетов, планеров и др.);
318 моделей летательных аппаратов;
134 образца авиационных двигателей;
2547 экземпляров авиационного вооружения;
1689 единиц вещевого фонда;
5060 единиц документального фонда;
1212 единиц различного авиационного оборудования;
11700 единиц кино– и фотонегафонда;
8215 единиц знаков отличия;
библиотечный фонд составляет более 9 тыс. экземпляров авиационной, документальной и военно-исторической литературы.
Web сайт: http://www.monino.ru/
www.museum.ru/M487
www.moninoaviation.com
[/showЦентральный музей Вооруженных Сил – один из крупнейших военно-исторических музеев мира. Он основан в декабре 1919 года. Экспозиция музея размещается в 24 залах и на открытой площадке. Она отражает историю Вооруженных Сил Отечества от момента их зарождения на регулярной основе до настоящего времени.
Центральный музей Вооруженных Сил является членом Союза музеев России, коллективным членом Международного Совета музеев (ИКОМ) и Международного комитета музеев и коллекций оружия и военной истории (ИКОМАМ).
Коллекция насчитывает более 800 тысяч военно-исторических памятников, среди которых:
реликвии, связанные с жизнью и деятельностью героев отечественной истории, как рядовых, так и известных военачальников и государственных деятелей;
знамена, награды, вооружение и технику, предметы обмундирования и снаряжения отечественных Вооруженных сил и армий других государств, в том числе трофейные.
На территории музея находится смотровая площадка, на которой размещено более 150 образцов вооружения и боевой техники. В том числе бронетанковой техники – 39 единиц, техники и вооружения ВМФ – 25 единиц, самолетов и вертолетов – 18 единиц, техники инженерных войск – 6 единиц, артиллерийских систем, ракетных комплексов и ракет различного назначения – 60 единиц, трофейных орудий периода Гражданской войны 1918-1922 гг., а также орудий периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. – 6 единиц.
На смотровой площадке установлены вооружение и техника периода Второй мировой войны, современная артиллерийская, ракетная, бронетанковая и авиационная техника (танк Т-80, зенитно-ракетный комплекс С-300, сверхзвуковой бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла Су-24, истребители МиГ-29 и Су-27, советская ракета СС-20 и американская ракета «Першинг-2»).
Центральный музей Вооруженных Сил регулярно организует и проводит выставки, как на своей территории, так и на территории музеев и выставочных комплексов Москвы и других регионов России.
Адрес: 129110, г.Москва, ул. Советской Армии, д.2
Тел: +7 (495) 681-63-03
Web: www.cmaf.ru
Экспозиция музея расположена в здании, где сразу после создания в 1918 году начал свою работу Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). Здание является памятником истории и состоит из двух разновременных и стилистически различных построек: 1786—1787 годов и 1914 года, последняя возникла после реконструкции архитектором В.Ватковым принадлежащих купцу Михайлову зданий. Другие окружавшие в 1918 году здание постройки все были снесены в 1920 году при строительстве новых корпусов ЦАГИ.
Постановление Совета Министров СССР «Об увековечивании памяти Н.Е.Жуковского и к 100-летию со дня его рождения» вышло в 1947 г., а 17 января 1956 г. состоялось торжественное открытие Научно-мемориального музея профессора Н.Е.Жуковского. В его создании активно участвовали: верный ученик Жуковского, генеральный конструктор, академик А.Н.Туполев, академики С.А.Христианович и М.В.Келдыш и другие последователи основателя теории авиации. Через два года после открытия у входа в здание установили бронзовый бюст Н.Е.Жуковского работы скульптора Г.В.Нероды.
Экспозиция Музея
Музей вобрал в себя всё, начиная от подлинников теоретических работ самого Жуковского до моделей современных гражданских самолетов и истребителей, от макетов первых аэродинамических труб до моделей ракет и искусственных спутников Земли, от старинных фотографий, картин и скульптур гениев российской авиации до акварельных этюдов и масляных автопортретов знаменитого летчика Андрея Юмашева. В фондах и архивах Музея содержится более 500 000 единиц хранения. В то же время дом-памятник и внешне, и внутренне сохранил старомосковский облик.
На первом этаже здесь хранится личная библиотека Н.Е.Жуковского, переданная Музею Московским высшим техническим училищем (сегодня МГТУ им. Н.Э.Баумана), и там же, в специальном помещении — рукописи, переписка и документы великого русского ученого.
Экспонаты авиационной «Третьяковской галереи» расположены в пяти залах на втором этаже особняка. Прогуливаясь от одной тематической композиции к другой, можно своими глазами увидеть, как рождалась и эволюционировала «летающая» Россия, прикоснуться к таинству необычайных исторических открытий, судьбоносных решений и эпохальных достижений авиационной науки и техники, ощутить величие времени, когда мысль о полете была еще дерзкой и загадочной.
Адрес: 107005, г.Москва, ул.Радио, д.17
Телефон: 8 (499) 916-93-74
Web сайт: http://www.tsagi.ru/rus/about/history/museum_ne/
История музея уходит своими корнями в 60-е годы прошлого века. Еще при жизни Андрея Николаевича Туполева началась работа по организации музея ОКБ. Первоначально речь шла о создании сравнительно небольшого Музея трудовой славы. Постепенно, с ростом количества собранных материалов, речь стала идти о создании полноценного музея, в котором была бы отражена многогранная история старейшего авиационного предприятия страны, возглавляемого долгие годы А.Н.Туполевым. У истоков создания музея стояли непосредственно А.Н.Туполев, его заместитель А.И.Кандалов и директор музея С.Д.Агавелян (в годы Второй мировой войны – главный инженер авиационного истребительного полка «Нормандия-Неман»). В 1972 г. в соответствии с приказом, подписанным Министром Авиационной промышленности, музей получил статус национального, как филиал Научно-мемориального музея Н.Е.Жуковского. Музей и его фонды разместились в бывшем здании КОСОС в помещениях, где ранее располагались кабинет А.Н.Туполева, его комната отдыха и зал заседаний. В конце 90-х годов XX века руководством предприятия было принято решение о временном прекращении деятельности музея и переводе его фондов в основное здание предприятия.
По прошествии десяти лет было решено восстановить экспозицию из сохранившихся предметов и артефактов в помещении основного здания предприятия. Эта большая работа была выполнена, и восстановленный Музей ОКБ А.Н.Туполева был открыт 10 ноября 2008 года – в 120-ю годовщину со Дня рождения Андрея Николаевича Туполева.
ОКБ А.Н.Туполева ведет свою историю с момента образования ЦАГИ (первое декабря 1918 года), в котором был сформирован Авиационный отдел во главе с А.Н.Туполевым. В дальнейшем официальной датой образования ОКБ, по предложению А.Н.Туполева, было принято 22 декабря 1922 года – одна из дат начала работы Комиссии по цельнометаллическому самолетостроению. За 90-летний период деятельности в стенах ОКБ было подготовлено около 300 проектов летательных аппаратов различного назначения, аэросаней и торпедных катеров – многие из которых были реализованы в опытных и серийных образцах.
На основе сохраненной богатейшей коллекции артефактов (модели, подлинные личные вещи, фотографии и т. д.) развернута многогранная экспозиция Музея, отражающая 90-летнюю историю ОКБ А.Н.Туполева.
Музей ОКБ А.Н.Туполева разместился в помещениях основного здания ОАО «Туполев» на ул.Набережная Академика Туполева, д.17. В дальнейшем предполагается расширение площадей музея со значительным расширением экспозиции.
Адрес: 105005, Россия, Москва, Набережная Академика Туполева д.17
Телефон: (499) 267-24-44 Факс: (499) 261-71-41, (499) 261-08-68
Web сайт: http://www.tupolev.ru/russian/Show.asp?SectionID=316
Курганский авиационный музей основан в 1985 г. в качестве ведомственного музея Курганского объединенного авиаотряда гражданской авиации СССР. Первоначальное наименование – музей аэропорта Курган.
С 1993 г., по завершении первого этапа комплектования экспозиции авиационной техники, включающей как гражданские, так и военные воздушные летательные аппараты, музей именуется Курганским авиационным музеем.
В июле 2003 г. музей получил статус государственного, а качестве филиала включен в состав ГУ “Областной краеведческий музей” Комитета по культуре и искусству Курганской области Министерства культуры РФ.
На 01.01.2007 г. музей располагает экспозициями истории гражданской авиации Зауралья и боевой и гражданской авиационной техники, двумя постоянными выставками: “Спортивная авиация Зауралья” и “Летное обмундирование и снаряжение экипажей ВВС 1930-х – 2000 гг., собраниями основного, научно-вспомогательного и библиотечного фондов по авиационной тематике.
Адрес музея: 640000, Курганская область, г.Курган, ул.Гагарина, 41а (аэропорт).
Телефон: 8 (3522) 47-83-87.
Web сайт: http://aviakurgan.narod.ru
Музей Дальней авиации создан к 30-летию Великой Победы над фашистской Германией и был открыт 29 апреля 1975 года. Инициатива создания Музея принадлежит преподавателю 43 ЦБП и ПЛС подполковнику Ермакову Юлию Николаевичу. За годы существования Музея его посетило около 120 тысяч человек, проведено около 6000 экскурсий, причём число заявок не уменьшается, а посещение музея входит в большинство туров по Рязанской области. Музей удостоили вниманием многие иностранные делегации (в том числе командующие ВВС Англии, Франции, США), лётчики-космонавты СССР и России Алексей Леонов, Валентина Терешкова, Герман Титов, Владимир Аксёнов. Слова благодарности оставили в книге отзывов легендарные лётчики Александр Покрышкин, Иван Кожедуб, Алексей Маресьев, а также Главкомы ВВС П.Кутахов, А.Ефимов, П.Дейнекин.
Экспозиция музея разделена на две части: это собственно музей и площадка авиационной техники под открытым небом. На стоянке музея собраны уникальные образцы боевой авиации, в различное время состоявшей на вооружении частей и соединений Дальней авиации. Это такие самолеты как, Ту-16, М-4, Ту-22П, Ту-22М2, Ту-22М3 и Ту-95К. В залах музея хранятся и экспонируются подлинные фотографии, личные вещи, военная форма и награды летчиков-героев, письма, карты довоенного и военного времени, пробитые пулями неприятеля, а также макеты самолетов.
Адрес: 390015, г. Рязань, ул.Белякова, в/ч 62632-В, Музей Дальней авиации
Телефон: (4912) 33-53-36, 8-910-503-78-58
Сайт: http://www.avia-ryazan.ru
Музей ЛИИ был образован в 1981 году, в преддверии 40-й годовщины со дня образования Института, на базе кабинета внедрения новой техники, созданного в 1970 году. Здесь были собраны и систематизированы многие документы исторического характера, раскрывавшие особо значимую роль Института в создании авиационной техники, формировании такого уникального научного направления, как летные исследования и испытания, сертификация самолетов и вертолетов. Музей награжден дипломами российских и международных выставок за активное участие в их работе.
Телефон: 8(495) 556-56-73.
Сайт: http://lii.ru/muzej.html
Головной отраслевой музей истории гражданской авиации находится в Ульяновске неподалёку от аэропорта Ульяновск Центральный (Баратаевка) имеет 4 зала с экспонатами, иллюстрирующими историю авиации со времён гражданской войны до наших дней. Музей принадлежит Ульяновскому высшему авиационному училищу гражданской авиации, в нём проходят занятия курсантов по истории ГА.
Музей был создан в соответствии с приказом министра гражданской авиации № 97 от 1.06.83 года. В августе 1984 г. были приняты «Положения о музее», «Положение о ремонте и реставрации авиатехники». В 1989 г. музею присвоено почетное звание «Народный музей».
Музей истории гражданской авиации является частью секции научно-технических музеев Российского комитета международного совета музеев, в качестве которого зарегистрирован 14 июня 1990 года.
Фонды музея насчитывают 4100 единиц хранения. В здании учебно-научного комплекса развернута предметно-документальная экспозиция, которая постоянно обновляется и дополняется документально-иллюстративным материалом. На аэродроме выделен участок (17,5 га) для размещения авиационной техники, построены стационарные стоянки для самолетов и вертолетов, здание для размещения персонала, поставлено ограждение.
За время существования музея собрано 38 единиц самолетов и вертолетов, девять из которых являются памятниками науки и техники. Отдельные экспонаты являются уникальными среди экспонатов музеев мира.
Основная работа с посетителями – экскурсии. Так же читаются лекции курсантам УВАУ ГА по истории авиации в целом и по курсу «Введение в специальность». Постоянно проводится работа по патриотическому воспитанию молодежи, профориентации, популяризации знаний по истории развития гражданской авиации как отрасли народного хозяйства.
Телефон: (8422)39-84-81
Сайт: http://www.uvauga.ru/Departments/Museum.htm
Вертолётный музей 344 центра боевого применения армейской авиации, был создан в 1989 г. многими поколениями военнослужащих, а также в создании музея принимал участие мэр города Торжка, Игнатов Евгений Иванович, бывший начальник центра боевого применения армейской авиации. Музей вертолётов – это гордость города Торжка. Данный музей, является единственным во всей Российской Федерации.
В музее размещены разные виды воздушных судов, по своему уникальные, с разной историей и прошлым ушедшем на всегда. Также, несколько лет назад музей был зачислен в список музеев Тверской области.Посетив наш музей, вы получите массу впечатлений и удовольствия. Организация экскурсий проводится по согласованию с командованием части. Необходимо отправить заявку на имя командира части в/ч 32882 по факсу 8 – 04251 – 55826 на разрешение посещения музея вертолётов, где указать название организации, количество человек и дату проведения экскурсии.
Музей Техники основан известным коллекционером и антикваром Вадимом Задорожным в 2005 г. вблизи усадьбы «Архангельское», одном из самых живописных мест Подмосковья.
В коллекции Музея более 500 экспонатов:
собрание ретро-автомобилей,старинных мотоциклов,коллекция редких образцов авиации,экспозиция военной техники,коллекция стрелкового оружия,предметы интерьера и многое другое.
Музей техники Вадима Задорожного — уникальный выставочный комплекс, в котором возможно не только увидеть редкие экземпляры старинной техники и осуществить экскурс в историю, но и самим прикоснуться к живой легенде.
Посетители могут совершить экскурсию по экспозиции или реставрационным мастерским, а затем увидеть в действии танк или самоходную установку на реконструкции боевых действий или настоящие гонки на старинных автомобилях. Большинство экспонатов музея находятся в великолепном техническом состоянии.
Главная же особенность заключается в свободном доступе посетителей к технике. Взрослые и дети могут не только рассмотреть экспонаты, но и покрутить рукоятки наведения орудий, освоить технику сборки-разборки исторического оружия, прокатиться на бронетранспортере и сфотографироваться на танке или реактивной системе залпового огня «Град».
Адрес: Московская область, Красногорский район, п. Архангельское, 4 км. Ильинского ш.
Телефон: +7 (495) 662-38-18
Сайт: http://www.tmuseum.ru
Собранные в музее самолеты являются свидетельством неравнодушного отношения к истории отечественных ВВС генералов и офицеров, принявших решение об организации музея и сохранении для потомков натурных образцов авиационной техники, находящейся в прошлом на вооружении авиации ПВО. По своим характеристикам и возможностям многие самолеты в свое время не только находились на уровне зарубежных аналогов, но и превосходили их, а дальний перехватчик Ту-128 и всемирно известный рекордный, скоростной и высотный истребитель перехватчик МиГ-25 вообще не имели реальных аналогов в мире.
Поражает сохранность экспонатов этого музея. Под шасси каждого самолета находятся бетонные плиты, благодаря чему они не вросли в грунт по самую ступицу колес, как было недавно в знаменитом музее
Монино. Музей находится на огороженной площадке, на этой территории поддерживается порядок. Вызывает сожаление отсутствие подвесок ракетного вооружения. Конечно, сейчас ряд образцов ракетного вооружения (таких, например, как ракеты Р-4 для перехватчика Ту3128) трудно найти, но возможность оснастить ракетами некоторые самолеты в экспозиции пока еще существует. Это сделало бы музей еще более зрелищным и интересным. Пока только лишь на подфюзеляжных пилонах двух Су-15 подвешены пушечные контейнерные установки УПК-23/250.
Адрес: н/п Саваслейка, Нижегородская область, авиабаза Саваслейка
Телефон +7 (83176) 7-12-72 , 5-78-59
121 авиаремонтный завод ВВС в подмосковной Кубинке является головным предприятием, осуществляющим в настоящее время ремонт и глубокую модернизацию штурмовиков Су-25 в модификацию Су-25СМ, которая имеет расширенные боевые возможности. Некоторое количество обновленных машин уже поступило в авиаполки. Это авиапредприятие загружено работой на годы вперед. Здесь же планируется проводить модернизацию строевых истребителей МиГ-29 по программе МиГ-29СМТ, еще более продвинутой, чем планировалось пять лет назад. Завод ведет также ремонт истребителей Су-27, а работы по ремонту истребителей МиГ-23 выполняются по заявкам иностранных заказчиков.
На предприятии уже много лет существует заводской музей. В 2003 году, в преддверии 65-летнего юбилея
завода, было решено основательно обновить и перестроить его. При этом появилась мысль создать натурную экспозицию, тем более, что подходящая площадка для этого рядом со зданием музея имелась. Руководство завода поддержало инициативу, и дело пошло. Самым трудным оказалось выбрать и найти достаточное количество экземпляров авиатехники. Наиболее предпочтительными были летательные аппараты тех типов, которые ремонтировались на заводе на протяжении всей истории его существования. Но это не представлялось возможным. Где, на каких стоянках могли сохраниться И-16, Ил-2, МиГ-3, «Яки» и «Лавочкины», а также первенцы реактивной авиации МиГ-15 и Ил-28?
http://mbtvt.ru/
Во всем мире, особенно в странах с богатой авиационной историей, бережно сохраняется память о развитии авиации, ее выдающихся представителях. К примеру, только в Великобритании насчитывается 70 больших и малых авиамузеев, в которых экспонируется свыше 1100 летательных аппаратов.
Существуют подобные музеи и в России и, хотя их количество невелико, не всегда они доступны широкой публике, тем не менее собранная в них авиатехника и документы наглядно отражают огромный вклад российской авиационной мысли в развитие мировой авиации.
Один из таких музеев находится в поселке Сафоново на Кольском полуострове, недалеко от главной базы Северного Флота России — Североморска. Музей расположен в легендарном месте, именно здесь зарождалась авиация молодого Северного Флота.
17 сентября 1936 г. в Мурманск прибывает эшелон, в его составе 38 чел. (7-е отдельное авиазвено, командует им ст. л-т Степанов). Это звено и положило начало морской военной авиации СФ. Хотя к этому времени уже был накоплен некоторый опыт полетов в Заполярье, прибывшим из Ленинграда летчикам предстояла нелегкая задача: «акклиматизировать» боевую авиацию и освоить районы Крайнего Севера. В распоряжении авиаторов были три гидросамолета МБР-2 (конструкции Бериева). Необходимо было выбрать удобное место для строительства аэродрома, поскольку гидросамолеты применялись только с воды. Свой выбор остановили на Губе Грязной, именно здесь и расположен сейчас музей.
Вскоре из Белорусского военного округа прибывают две истребительные эскадрильи (И-16, И-153) и одна бомбардировочная (СБ-2). В ноябре авиация СФ оформилась в ВВС СФ, первым командующим был назначен генерал-майор авиации А.А. Кузнецов, активный участник боев в Испании.
С началом Великой Отечественной войны летчикисевероморцы встали на защиту Родины. Первый фашистский самолет был сбит Борисом Сафоновым, в последующем — прославленным асом. Он одерживал одну победу за другой, оттачивая свое боевое мастерство.
Памятен бой 7 советских самолетов против 52 фашистских. Сафоновцы сбили в этом бою 13 самолетов, не потеряв ни одного своего. Борис Сафонов в этом бою увеличивает свой счет еще на 3 самолета и 16 сентября 1941 г. он становится Героем Советского Союза — первым летчиком-героем в Заполярье. На его счету 14 сбитых самолетов, счет его эскадрильи — 49:0. Полк становится Гвардейским, а Сафонов — его командиром. 30 мая 1942 г. он погибает при защите и проводке конвоя PQ-16. 14 мая 1942 г. приходит указ о награждении его второй медалью Золотая Звезда и он становится первым дважды Героем в Великой Отечественной войне.
В этом небольшом материале трудно полно рассказать о героических делах летчиков-североморцев в годы войны, об освоении реактивной авиации в послевоенные годы, о развитии современной авиации СФ.
Героем мирного времени Ю.А. Гагариным, авиаторы Заполярья гордятся по праву. Именно здесь он начал свою службу летчиком-истребителем и отсюда уехал в Звездный городок. В музее, рядом с ангаром стоит финский домик, в котором жил Гагарин, а на стеле — истребитель МиГ-15.
Залы и экспонаты музея последовательно отражают путь зарождения и становления авиации СФ. Здесь широко представлены личные вещи, награды летчиков-североморцев, документы и фотографии, свидетельствующие о событиях почти 70-летней истории авиации СФ.
Музей был открыт 20 августа 1976 г. — в год 40-летия создания авиации Северного Флота. Фонды музея постоянно пополняются и он представляет большой интерес для людей, интересующихся авиацией.
Экспозиция :
И-15, И-153, И-16, Ил-2, МБР-2, Бе-6, Бе-12, МиГ-15, По-2, СБ-2, Як-7б, Як-9, Bf-109G6 “Мессершмидт”, Bell P-40 “Аэрокобра”, Як-38, Ми-4, Ка-25, Ил-4, Ли-2, MkIIc “Харрикейн”, Су-25, МиГ-31
Адрес: 184620, Мурманская область, пос. Сафоново
Телефоны в Сафоново: 24-32 и 25-38
Сайт: http://www.museum.ru/M2050
Продолжая серию «Авиамузей», я решил провести экскурсию для читателей по небольшому, но хорошо известному авиационному музею, расположенному на юге России в г. Таганроге. Знатоки сразу могут предположить, что речь пойдет о Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе им.Г.М.Бериева, но ошибутся. Этот музей, создан энтузиастами, а со знаменитым предприятием роднит лишь г. Таганрог. Экспозиция авиамузея начала формироваться в первой половине 1990-х на небольшой площадке при авиаремонтном заводе, когда шло плановое сокращение советских ВВС.
Основу музея составили летательные аппараты, ныне находящиеся на открытой стоянке. В расположенном по соседству здании нашли место и для различного оборудования и снаряжения. Не забыли организаторы и о документах по истории авиационной части, дислоцировавшейся рядом, о ее летчиках и специалистах. Здесь можно увидеть катапультные кресла истребителей, снаряжение летчика, авиационные пушки, неуправляемые ракеты, бомбы, приборы и многое другое, что неразрывно связано с функционированием самолета.
Музей изначально задумывался как хранитель истории и для популяризации авиации среди молодежи, что, несмотря на свои небольшие фонды, позволило занять достойное место среди аналогичных организаций страны. Его экспозиция отражает весь цвет отечественной авиации, начиная с 1960-х. При входе на стоянку, с обеих сторон аллеи, посетителей встречают чехословацкие Л-29 и Л-39 (он и по сей день является основным учебно-тренировочным самолетом отечественных ВВС). За ними расположились истребители-бомбардировщики Су-17 и Су-17М3, а также учебно-боевая спарка Су-17УМ. Здесь же можно увидеть внушительный арсенал авиационного вооружения.
Говоря о самолетах марки «Су», следует отметить, что при въезде на территорию гарнизона на постаменте красуется истребитель-бомбардировщик Су-7БМ с полным комплектом вооружения, а это на сегодняшний день тоже редкая машина. Су-7, как и его дальнейшее развитие Су-17, в больших количествах поставлялся на экспорт и участвовал во многих войнах и вооруженных конфликтах. Имеется в музее и палубный вертикально взлетающий штурмовик Як-38.
Семейство знаменитых во всем мире истребителей «МиГ» представлено самолетами МиГ-21бис и МиГ-23МЛД.
Последний участвовал в боевых действиях в Афганистане. Но самым интересным экспонатом считается истребитель-бомбардировщик МиГ-25БМ, выпущенный всего в 40 экземплярах, на завершающем этапе (1984 г.) серийного производства Нижегородским заводом «Сокол». Эта машина предназначалась для разведки и уничтожения РЛС и станций наведения зенитно-ракетных комплексов противника с помощью противорадиолокационных ракет Х-58, которые в количестве четырех штук подвешивались под крылом носителя. После снятия с вооружения в первой половине 1990-х самолеты утилизировали и, похоже, что таганрогский МиГ-25БМ остался в одном экземпляре – его нет даже в подмосковном Монино.
Музей доступен для посещения, дислокацию авиагарнизона в небольшом городе знают все, будете проездом – обязательно зайдите, возможно он пополнится новыми экспонатами.
Адрес: г.Таганрог, 347916, Ростовская область, ул.Циолковского, 41, ОАО “325 АРЗ”
телефон: 8 (8634) 31-54-58
Сайт: http://avia-museum.ru
Достижения науки и техники, связанные с разработкой и изготовлением авиадвигателей, составляют национальное достояние России. С целью сохранения этого достояния, а также для совершенствования учебного процесса в СГАУ на базе моторного класса кафедры конструкции и проектирования двигателей в 1991 году был создан центр истории авиационных двигателей (ЦИАД). Основными целями и задачами ЦИАД являются:
сбор, реставрация и сохранение авиадвигателей, их элементов, а также технической документации и истории доводки;
проведение научно-исследовательских работ по истории техники;
создание компьютерных баз данных по конструкции и параметрам двигателей;
разработка пакетов прикладных программ по ретроспективному анализу конструкции двигателей;
разработка и создание информационных технологий обучения в области двигателестроения;
разработка современных средств проектирования двигателей;
повышение качества подготовки студентов и квалификации инженеров за счёт использования в учебном процессе натурных макетов двигателей, изучения традиций и приёмов машиностроительных организаций, истории доводки авиадвигателей;
пропаганда и реклама достижений отечественного авиадвигателестроения путём демонстрации и представления экспонатов для отечественных и международных выставок;
проведение профориентационной работы с молодёжью для отбора абитуриентов;
создание объектов культурного досуга молодежи, развитие патриотизма и организации экскурсионной работы.
Адрес: 443086, Самарская область, г. Самара, Московское шоссе, 34, корп. 14
Телефон: (8462) 35-7288
Сайт: www.museum.ru/M2557 – официальная страница
Аэродром Энгельс организован в 1930-е годы и до начала 1990-х считался режимным. В те годы любое упоминание о нем в печати пресекалось цензурой. Сегодня это название часто мелькает на страницах газет и журналов, и не только потому, что там дислоцируется главная группировка стратегической авиации страны, но и благодаря музею Дальней авиации.
Все экскурсии в музей обычно начинаются со стендов, рассказывающих о боевом пути Дальней авиации и ее специалистах. Но основой музея все же являются самолеты, которые притягивают к себе и школьников, и ветеранов.
Эти, теперь навеки застывшие, машины удалось отстоять в период массовой утилизации отечественных ВВС
Адрес: Россия,Саратовская обл., авиабаза Энгельс
Мемориальный музей В.П.Чкалова – один из самых популярных музеев Поволжья – открыт 7 июля 1940 года в доме, где родился и рос В.П.Чкалов. Этот дом был построен в 1896 году отцом Валерия – Павлом Григорьевичем.
Основа экспозиции – фотографии, документы, личные вещи В.П.Чкалова, предметы быта его семьи – все то, что связано с жизнью и деятельностью Чкалова – человека и Чкалова – знаменитого летчика.
Адрес: ГБУК НО “Мемориальный музей В.П. Чкалова, улица Чкалова, дом №5,
Город Чкаловск, Нижегородской области, 606540, Россия.
Телефоны: +7(83160) 42499, +7(83160) 41706
Сайт: http://www.vchkalov.ru
Отметил все музеи на карте России: https://mapsengine.google.com