7035 Ан-225 Мрия. Масштаб 1/144. Звезда

Статья о модели "БТР-80" от Звезды

БТР-80 3558

Бронетранспортер БТР-80 продолжаем линию развития колесных боевых машин. начатых БТР-60. В конструкции БТР-80 в значительной степени учтен «афганский» опыт использования бронетранспортеров БТР-70: установлен менее пожароопасный дизельный двигатель. упрощено десантирование из машины за счет применения двустворчатых бортовых люков, расширены сектора обстрела из амбразур. Бронетранспортер разработан в КБ Горьковского автомобильного завода, с 1986 г. он серийно выпускается в Арзамасе. Получившая боевое крещение в Афганистане машина «отметилась» во всех горячих точках СНГ. в составе российских контингентов сил IFOR и К FOR бронетранспортеры БТР-80 выполняли миром ворческис задачи на Балканах.

Выпускалось несколько модификаций бронетранспортера БТР-80:

  • базовый вариант БТР-80
  • бронетранспортер БТР-80А с усиленным вооружением (в башне установлены 30-мм автоматическая пушка 2А72 и спаренный пулемет ПКТ
  • бронетранспортер БТР-80С. вариант БТР-80А для внутренних войск, вместо 30-мм пушки установлен пулемет КПВТ
  • бронетранспортер командира батальона БТР-80К с рабочими местами офицеров штаба батальона в боевом отделении и дополнительным радио- и навигационным оборудованием

БТР-80

  • командно-штабная машина БТР-80КШ
  • санитарно-эвакуационная бронированная машина БММ-80
  • звуковещательная машина с мощным Громкоговорителем, смонтированным на башне
  • машина управления огнем артиллерии 1B118
  • передвижная станция спутниковой связи, вместо башни смонтирована антенна
  • машина радиационной и химической разведки РХМ-4
  • универсальная транспортная машина
  • пожарная машина

БТР-80

БТР-80

БТР-80

БТР-80

БТР-80

БТР-80

БТР-80

БТР-80

БТР-80

БТР-80

БТР-80

Бронетранспортер БТР -80 - из числа образцов техники, в представлении не нуждающихся. Тем удивительнее весьма незначительный объем информации, в первую очередь, графической, опубликованной по бронетранспортеру в открытой печати. Наиболее доступны четыре источника: специальный выпуск журнала «Техника и вооружение» № 11-12 за 1999г., целиком посвященный современной колесной бронетехнике, выпуск 4' 2000 Бронеколлекции («Советская бронетанковая техника 1945-1995») приложения к журналу «Моделист-конструктор», книга Никольского и Ильина «Современная колесная бронетехника» и справочник Карпенко «Обозрение отечественной бронетанковой техники. 1905-1995 г.г.». Проекции БТР-80 имеются во всех изданиях, но виды сверху, спереди и сзади имеются лишь в журналах, причем в масштабах 1:72 и 1:76. Справочник Карпенко хорош тем. что в нем есть изометрия бронетранспортера и три боковые проекции БТР-80 разных серий выпуска.

Модель

Долгое время единственной фирмой, выпускавшей модель БТР-80 в 35-м масштабе. являлся «Дрэгон». Совсем недавно на рынке появилась модель от «Звезды». Модель - традиционная для подмосковного производителя: прекрасный рисунок на коробке, приемлемая по качеству отливка, отличная декадь (как всегда бедноватая на варианты) и убогая инструкция.

Близкое знакомство с отливками с ходу выявляет первый недостаток - номера деталей отлиты непосредственно на рамках, причем отдельные цифры отдельных номеров разобрать бывает совсем

непросто. Между тем, деталей в модели масса. Будьте внимательны! Что откровенно радует - так это шины. Рельефный рисунок протектора, мягкая резина. Интересно, а к «Жигулям» их нельзя пристроить? Если «Звезда» станет продолжать в том же духе, то сможет составить конкуренцию фирме Мишлен.

Мне уже неоднократно приходилось мягко критиковать инструкции на звездовские модели. А может зря? На сей раз я честно попробовал собирать модель строго по инструкции, за что и поплатился.

На собственном печальном опыте могу порекомендовать начать сборку с ходовой части (рисунки 8-13), кстати, печальный опыт появился именно на этом этапе. Сборка узлов подвески колес проблем нс представляет, главное - не перепутать узлы подвески, так как одинаковыми являются лишь две последние пары. Передние колеса легко сделать, как и предусмотрено инструкцией поворачивающимися. Однозначно не стоит монтировать нижние створки десантных люков (детали D15, D30, D32. D34). Люки эти, как и большинство других можно сделать подвижными. Вопрос - надо ли? Корпус внутри девственно пуст. Возможно, скоро появятся конверсионные наборы интерьера, но пока их нет. Далее. На мой взгляд чем больше у модели подвижных деталей, тем скорее модель придется собирать повторно. Подвижные детали имеют дурную привычку ломаться и теряться. Давно придумано - сделайте люки в двух вариантах, открыт/закрыт. Головной боли при сборке меньше, а петли получаются куда как аккуратней. Так и хочется бросить упрек фирме «Звезда»: «Перестарались, ребята». Только, кажется. «Звезда» здесь не причем. Как говаривал товарищ Бунша в исполнении Юрия Яковлева: «Меня терзают смутные сомнения...» Меня тоже терзают смутные сомнения будто бы модель от «Звезды» абсолютно идентична давней дрэгоновской модели. Мелкий, но противный облой в самых неудобных для его удаления местах указывает на изрядную «потертость» пресс-формы. Скажем же спасибо «Звезде» за дешевый «Dragon». Вернемся, однако к злополучному бортовому люку. Пожалуй этот узел в сборке сложнее всего. Его положение однозначно не задиктовано. Ежели собирать как рекомендует инструкция, то есть до склейки верхней и нижней половинок корпуса - запросто можно получить щель в 1-2 мм между верхней и нижней створками. Лучше отложить сборку люка на потом, точно так же не стоит собирать на данном этане собственно колеса.

БТР-80

БТР-80

БТР-80

В принципе, остальные этапы сборке не таят особых подводных камней. В принципе. Фактически, склеивать увешанный мелочевкой верх с нижней частью корпуса не очень-го удобно - «мелочевка» так и норовит попасть под пальцы. Лучше всего приклеи ть к нижней части «голую» верхнюю, предварительно вклеив остекление - прозрачную пластиковую полоску ( полоска вложена в пакетик с декалыо). При окраске модели, стекла придется закрывать масками, но можно обойтись без масок. Я таки догадался покрасить нос верхней части до сборки. Не надо мучиться с масками - раз. Можно легко обвести кон тур окна и стек-лочистители черной краской - два.

Корпус собирается отлично, может быть не на «щелчке», но шпаклевки не требуется совсем. Особенностью бронетранспортера является большое количество поручней. Отлиты они аккуратно, однако отрезать их и не поломать - занятие весьма сложное, а для деталей D27 -практически невозможное. Рецепт замены пластиковых поручней металлическими известен давным-давно. Берется медная проволока подходящего диаметра. выгибается под нужную форму и вклеивается на «супер моменте» или другом аналогичном клее. Детали С25 желательно приклеить раньше люков С27 и С28. в этом случае наверняка удастся избежать ненужной «стыковки» этих деталей. Уникальным образом отлита деталь С9.

Тщательное изучение чертежей-проекций позволило идентифицировать деталь с топором. Самое место такому топору в каком-нибудь «фигваме». по никак не на броне российской боевой машины. Кстати, топор и. в меньшей степени. БСЛ (Большая Совковая Лопата, секретное оружие советского пехотинца) - пожалуй единственные детали, которые абсолютно не ложатся в чертежи. Не самый страшный трех производителя. Согласитесь. у моделиста со стажем в запасе всегда имеется добрый набор лопат-ломов-топоров.

Как уже отмечалось, большинство люков - подвижные. Они просто вставляются в защелки. Защелки, естественно, весьма отдаленно напоминают реальные петли реальных люков. Ну да бог с ними! Вставляются и ладно. А вот петли на одежде отличны пробивают и обмётывают швейные машинки https://janome.in.ua/.

Нас в данный момент интересуют бортовые десантные двустворчатые люки. Делать открывающимися нижние створки я и не пытался (при желании, можно конечно помучится). Приклеивать их надо обязательно после сборки корпуса. В противном случае. почти наверняка их придется отрывать (как мне пришлось). Стык верхней кромки створки и борта корпуса придется подгонять по месту при помощи ножа. С верхними створками у меня так же воз никли проблемы. «Защелки» под них отлиты не заодно с корпусом, как для других люков, а отдельными деталями (В21). Детали B2I приклеиваются по отдельности. причем существует вероятность их смешения относительно требуемого местоположения. В результате мы (точнее я) приходим к щели между верхней и нижней створками люка. Одна створка на моей модели встала как надо, с другой пришлось срезать петли, вставлять их в защелки, а потом приклеивать к створке (эту створку я наглухо «приварил» к корпусу клеем).

Сборка башни не вызывает никаких проблем абсолютно.

Окрашивать модель желательно до установки колес. «Звезда» предлагает две схемы окраски (и два варианта декалей). Бронетранспортер БТР-80 2-го парашютно-десантного батальона 98-й Псковской воздушно-десантной дивизии, силы KFOR - принимал участие в знаменитом марш-броске на Приштину. Второй вариант - «чеченский»: машина Северо-Кавказского округа Внутренних войск РФ. Схемы окраски - невразумительные, нет вида сверху. Рисунки дают общее представление о расположении пятен камуфляжа, совершенно не читаются черные пятнышки. Прекрасные цветные снимки БТР-80 из Кубинки и одного из подразделений морской пехоты Северного флота имеются на 2-й странице журнала «Техника и Вооружение» № 11-12 за 1999 г. Особая ценность э тих фотографий - в правильной цветопередачи. Даже если вы не станете красить свою модель «под Кубинку» или под Северный флот, все равно - можно «позаимствовать» цвета красок.

Отделка модели - обычная: выделение граней толченым грифелем простого карандаша. «металлизация» отдельных поверхностей им же, нанесение ржавчины, проработка швов темной или светлой жидкой краской, нанесение «пыли» подходящего цвета из аэрографа. Я не стал «купать» БТР в грязи, у меня он просто основательно поездил по летним дорогам. Иначе говоря - грязь шпаклевкой не

имитировал, но «пыли» не пожалел. Когда будете окрашивать БТР, не забудьте про диски колес. Так же не помешает запылить шины. Странно будут смотреться блестящие черные пневматики на фойе пыльной брони.

БТР-80

БТР-80

Описание процесса склейки хочется закончить фразой, для этой модели привычной: «Сборка колес проблем не представляет». Абсолютно верно - не представляет. Но оставляет неприятный осадок. После сборки колеса болтаются на осях как некий предмет в проруби. Люфт великоват. От так хорошо «ходивших» друг за дружкой управляемых осей четырех передних колес остается лишь воспоминание. Люфты в осях колес приводят к тому, что колеса смотря кто в лес, кто по дрова. Впрочем, у стендовой модели недостаток исправляется капелькой клея, или же - можно просто поставить модель, подровняв рукой колеса. Катать ведь БТР-80 на веревочке по квартире вы не собираетесь...

О декали также говорилось: тонкая, укрывистая, легко приваривается к нитрокраске раствором спирта в воде в установленной Д.И. Менделеевым пропорции.

Копийность

Обычно «зубры» моделизма стремятся оценить копию (по крайне мере в рецензии) еще до склейки. Автор статьи во-первых не считает себя «животным», во-вторых просто не представляет каким образом в отсутствие рабочих чертежей на отдельные узлы и агрегаты можно оценить столь богато деталированную модель как БТР-80. Посему вердикт я попробовал вынести после окончательной сборки. Согласно боковой проекции из справочника Карпенко. «Звезда» предлагает «Бронетранспортер БТР-80 последних серий». Ярко выраженных отличий модели от чертежиков в Бронеколлекции я нс обнаружил. Можно, правда, отметить отсутствие в модели блока для лебедки (крепится на броне в передней части по левому борту) и крюков на крыльях для крепления буксирного троса, так же нет и самого троса или коушей. Изучение доступных фотографий также не показало бросающихся в глаза расхождений модели и прототипа. Длина в пересчете из 35 масштаба получилась 7420 мм.

В справочнике Карпенко - 7500/7650. Иначе говоря, модель несколько короче, чем следует (на 2-4 мм). Ширина - 2730 мм (по Карпенко -2900. уже на 4 мм). Высоту мерить не имеет смысла, поскольку в справочнике не оговорено какое значение приводится - по крыше башни или габаритная. Ошибка в длине вполне укладывается в погрешность измерения ширины и погрешность склейки. Ошибка по ширине в 4 мм в принципе также нс особенно влияет на общий облик модели.

Автор: Михаил Никольский (Москва)

Источник: Журнал "Масштабные модели №4"

БТР-80

6 февраля 2019, 01:49 СтатьиRudic865RSS
Мне нравится: twitter.com facebook.com vkontakte.ru odnoklassniki.ru mail.ru pikabu.ru blogger.com google.com bobrdobr.ru
Оставьте комментарий!

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

Комментарий будет опубликован после проверки

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.